Войти в почту

Как во время Сталинградской битвы воевали в катакомбах

Подземелья Сталинграда, имеющие, по оценкам диггеров, протяженность свыше 40 километров, стали отдельным участком фронта во время долгой, кровопролитной битвы. Война шла и под землей. Загадочные катакомбы В последнее время в прессе появилось большое количество материалов о катакомбах и других подземных сооружениях Волгограда, которые использовались для ведения боевых действий во время обороны города. Несмотря на то что информация была подкреплена серьезными источниками, один из сотрудников музея-заповедника «Сталинградская битва» заявил, что «никаких катакомб в Сталинграде и Волгограде не существовало и не существует». Тем не менее некоторые сведения все-таки опровергают подобные заключения. Диакон В. Саввинский еще в 1911 году писал, что сотни мужчин и женщин принимали участие в строительстве катакомб Свято-Духова монастыря. По плану, который держался в секрете, там предполагалось соорудить около 5000 усыпальниц, построить несколько часовен, а также установить склепы для монастырской братии и крупных жертвователей. Организатор строительства иеромонах Илиодор придавал подземным сооружениям фортификационное значение: именно этим объясняется длина тоннелей, которые протянулись к скрытым выходам далеко за пределы обители. В 2010 году над катакомбами образовался провал. Для изучения подземелья была направлена команда геофизиков. По предварительным расчетам общая протяженность разветвленной сети ходов составила несколько километров, хотя местные диггеры называют более впечатляющую цифру – более 40 километров. В ходе исследования катакомб были сделаны интересные находки, в их числе и трофеи времен ВОВ. Секретные работы Вскоре после начала войны вступило в силу постановление Государственного комитета обороны о создании специальных убежищ в разных городах СССР. Зимой 1941-1942 годов в Сталинграде наряду с другими группами приступила к работе бригада Николая Ткаченко, занимавшаяся возведением бункера на склонах реки Царицы. К началу активных боев за Сталинград весь правый берег реки был изрыт блиндажами. Внутри многих сооружений вглубь откоса прорывали длинные коридоры, от которых в бок отходили отсеки. Однако сегодня ввиду сильных разрушений истинную их протяженность определить сложно. В 1942 году инженеру Константину Платову было поручено в короткие сроки спроектировать и построить подземный КП под Тракторным заводом, который должен был выдерживать удары 500-килограммовых авиабомб. Инженер вышел из положения, максимально углубив подземное сооружение. Проверку на прочность КП прошел почти сразу после его передачи военным: в ходе бомбежки было взорвано стоящее над бункером 2-этажное здание заводоуправления - подземные помещения не пострадали. Интересно, что параллельно с советскими инженерами на подступах к Сталинграду и в пределах города свое подземное строительство вели немцы. По воспоминаниям волгоградцев, работы велись и в районе кондитерской фабрики. Туда сгоняли местных жителей и пленных красноармейцев. Однако им доверяли лишь подвоз цемента и других строительных материалов, допуская только к входу в тоннель. Объект всегда усиленно охранялся полицией и был взорван лишь в январе 1943 года. Подземная война Опыт Первой мировой войны показал эффективность подземных тоннелей при ведении диверсионно-подрывной деятельности. Во время сражений за Сталинград первыми подземные ходы стали использовать для установления минно-взрывных заграждений инженерные войска. Главный удар советских подрывников пришелся на крупный опорный пункт немцев, с которого обстреливались переправы. Сначала саперы вырыли 5-метровый колодец, а затем пробили штольню, длина которой составила 40 метров, а ширина – 1 метр. После взрыва немцы в срочном порядке запросили средства прослушивания. В ходе боев советские войска также использовали систему канализаций. Одно из ее ответвлений вело от Волги в центр города. Правда, это было настоящим испытанием - из-за ужасного смрада многие фронтовики, пока ползли по трубе длиной более километр, просто теряли сознание. Только позднее военным стали выдавать противогазы. Одна из самых разветвленных систем подземных коридоров была под заводом «Баррикады». Начальник разведки 308-й стрелковой дивизии В. Ланчевский вспоминал, что окруженный в одном из цехов завода майор Кушнарев сумел со своим отрядом прорваться к подземелью. Сзади их жали немцы, а впереди была тесная бетонированная труба, через которую и удалось уйти уцелевшим солдатам. По словам Ланчевского, красноармейцев тогда спасло то, что тоннель шел зигзагами, и поэтому простреливать его оказалось невозможно. Только на третьи сутки отряд, раскапывая ножами завалы, пробрался к своим. Иногда подземные сооружения взрывались советскими же военными. Был случай, например, когда возле входа в один из тоннелей 76-мм пушка отражала немецкие атаки, а когда закончились снаряды, красноармейцы откатили орудие и взорвали лаз. Под запретом Некоторые штольни были ликвидированы уже после освобождения Сталинграда. Поскольку подвалы постоянно заливала вода, входы в подземные тоннели просто закладывали породой. Однако не только замурованные входы мешают сегодня исследовать волгоградские подземелья. Об опасностях, подстерегающих под землей, говорит директор ГКУ «Волгоградпатриотцентр» Михаил Кудинов: «Представьте, что где-нибудь в центре города диггеры в подземном тоннеле цепляют «растяжку», а там – около 30 килограммов взрывчатки. Что произойдет? Район уйдет под землю вместе с людьми и строениями». До сих пор живы несколько сотрудников 10-й дивизии НКВД, отвечавшие за подземные операции в Сталинграде. Несмотря на то что им уже за 90 лет, они до сих пор стоят на спецучете ФСБ и взять у них интервью не представляется возможным. Более того, многие катакомбы и сегодня заполнены ядовитым газом – ипритом, который смертельно опасен для человека. Видимо, подземелья Волгограда еще долго будут хранить свои тайны.