Готовится законопроект против "профессиональных жалобщиков"
В ближайшее время стоит ожидать появления достаточно нестандартного законопроекта о противодействии «профессиональным жалобщикам», которые вносят неразбериху в проведение закупочных аукционов. Столичное УФАС представило результаты правоприменительной практики за последний период, за публичным обсуждением которых 8 июня наблюдал корреспондент Legal.Report. «Гвоздем программы» ожидаемо стало получасовое выступление руководителя УФАС Москвы Армена Ханяна, в ходе которого он подробно рассказал о самых типичных нарушениях антимонопольного законодательства. Прежде всего, Ханян напомнил, что 5 апреля 2018 года состоялся Госсовет, посвященный развитию конкуренции, и на нем было принято немало «основополагающих решений». Теперь, по словам чиновника, предстоит заняться стандартами развития конкуренции и определением тех результатов, которых необходимо достичь. - В Москве ситуация по конкуренции, должен сказать, намного лучше, чем в других субъектах. Мы передовой регион! – с видимым удовольствием доложил Ханян в начале своего доклада. И сразу перешел собственно к блоку проблем. - Если же говорить о закупках, то количество жалоб у нас осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году. Единственное, что изменилось – количество обоснованных. Оно в процентном соотношении уменьшилось – сейчас меньше 50% жалоб являются обоснованными. Это очень серьезный предмет для нашей дальнейшей работы. Как уточнил руководитель УФАС столицы, основное число жалоб поступает на закупочные процедры, осуществляемые субъектом. Поэтому нужно проводить дальнейшую стандартизацию этих процедур, сделав их настолько автоматизированными и понятными для всех, чтобы в итоге количество недовольных снизилось. Вся документация должна быть предельно понятной и при этом «не избыточной» для участников, подчеркнул Ханян. - Мы имеем дело с рядом нарушений, которые я бы назвал шаблонными, - сообщил он. - Прежде всего, стоит назвать неразмещение или несвоевременное размещение в единой информсистеме необходимой аукционной документации, а также включение в нее некоторых явно лишних параметров - например, требований о предоставлении некоторых конкретных значений, которые априори не могут быть известны потенциальному участнику закупки на момент подачи заявки. Это колоссальный сдерживающий фактор. Ханян заявил, что возглавляемое им управление ведомства борется за закрепление в законодательстве новых инициатив по борьбе с так называемыми «профессиональными жалобщиками». С теми, кто изначально не ставит перед собой цель заключения контракта, а «постоянно жалуется, даже не участвуя в закупочных процедурах». А также с теми, кто участвует, но направляет свою деятельность на срыв процедур. - Хочу с вами поделиться, - сказал чиновник, – в скорой перспективе мы направим письменные предложения в центральный аппарат ФАС о внесении изменений в 44 Закон (закон о закупках – прим.ред.) и в административные регламенты, которые позволят эффективно бороться с ситуацией. Еще одна «болевая точка» - безучетное потребление и выставление счета хозяйственным обществам, что ущемляет их права. В 2018 году УФАС уже возбудила более 30 таких дел. По большинству эпизодов противоправных действий по выставлению счета при безучетном потреблении Мосэнергосбыта и МОЭСК, подчеркнул Ханян, вынесены судебные решения. - Мы увидели здесь большую проблему, - отметил докладчик. - До принятия решения антимонопольным органом в рамках закона о защите конкуренции подаются гражданско-правовые иски - и суды не оценивают моменты ущемления прав хозсубъектов в рамках именно антимонопольного законодательства. Сплошь и рядом принимается решение по формальному принципу необходимости оплаты обществом безучетного потребления энергии. А когда ФАС выносит решение о том, что были допущены злостные нарушения, в частности, неправильно оформлен акт установления безучетного потребления, суды и первой, и второй инстанции подтверждают нашу правоту. Ханян предложил проинформировать заинтересованные общества (разместить сведения на ведомственном сайте) о том, что в рамках гражданско-правовых споров они могут выходить с ходатайством на судебных заседаниях приостанавливать рассмотрение таких исков до вынесения решения антимонопольным органом либо до его привлечения к спору в качестве третей стороны. «Мы должны преподнести суду нашу позицию, оценив соответствие составленного акта и выставленного требования об оплате нормам антимонопольного законодательства», - заметил выступающий. Еще одно типичное нарушение - игнорирование правил отбора управляющих компаний в многоквартирных домах. В этом году УФАС вынесло несколько предупреждений о необходимости соблюдения муниципалитетами обязанности проведения открытых конкурсов. По словам Ханяна, они «не должны просто назначать того, кого они считают нужным». - Это социально взрывоопасный момент! - сообщил он. - Ведь наши граждане должны получать все самое лучшее, самое качественное. Мы часто видим это желание уйти от необходимости проведения конкурсных процедур путем придумывания словосочетаний вроде «многофункциональный комплекс» по отношению к дому. Строится обычная многоэтажка, его называют этим словосочетанием, и некоторые деятели считают это достаточным основанием не соблюдать Жилищный кодекс. По данному направлению у нас тоже очень позитивная судебная практика, суды нас поддерживают. Под конец своего выступления чиновник коротко рассказал также о распространенной ситуации, связанной с договорами долевого участия в строительстве, когда уже после возведения дома в квартирах появляются «лишние» квадратные метры - и покупатели жилья вынуждены за них доплачивать. - Это напрямую ущемляет интересы неопределенного круга лиц, наших граждан. Мы выдали ряд предупреждений, и застройщики все недочеты привели в соответствие, - подытожил Ханян.