Банки в РФ пытаются ускорить обслуживание с помощью новых технологий
МОСКВА, 8 июн — ПРАЙМ. Российские банки, как и вся мировая экономика "беременны цифровизацией", в борьбе за клиентов они стараются быть agile — то есть гибкими как в инструментах, так и в скорости принятия решений. Так, кредитные организации стараются развивать дистанционное обслуживание клиентов и карточные сервисы, и, несмотря на затраты, эти методы уже приносят результаты, рассказали агентству "Прайм" представители нескольких крупных банков. Термин agile (от английского ловкий, гибкий) пришел в финансовую сферу из IT. Agile — это гибкая методология решения производственных задач. Основная цель, почему банки стремятся как можно быстрее организовать работу сотрудников в формате agile — ускорение выхода на рынок высокотехнологичных клиентских новинок. Кроме того, agile ускоряет выход на рынок технологий искусственного интеллекта, которые помогают определять вероятность дефолта контрагентов, выстраивать схемы инкассации и межбанковских расчётов, разрабатывать методологию защиты от кибератак и вредоносного программного обеспечения. В конце мая, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент РФ Владимир Путин объявил, что программа цифрового развития станет одним из приоритетов России в ближайшие годы. По его словам, мировая экономика "беременна цифровизацией", но это не болезнь, а нормальное состояние. ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА Сбербанк, например, уже давно использует agile для упрощения получения кредитов, прогнозирования необходимых объемов наличной валюты в отделениях и решения других производственных задач. Банк не раскрывает сумму затрат на технологические инновации, но ежегодно зарабатывает на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения до 2,5-3 миллиардов долларов. Эффект agile оценили и другие российские банки. "До начала трансформации средний срок внедрения новых продуктов занимал месяцы, временами даже больше. Это особо заметно в разработке таких сервисов как дистанционное банковское обслуживание для физических и юридических лиц, карточных сервисах", — сказал Сергей Щербинин, курирующий это направление в Райффайзенбанке. Такая трансформация не удешевляет разработку банковских продуктов, напротив, увеличиваются затраты на обучение персонала, тем не менее, конечный результат оправдывает такие издержки, отметил он. Например, банк запустил пилотный дистанционный проект для малого бизнеса в городах, где нет его отделений. Издержки по agile включают в себя, в том числе, развитие человеческого капитала: регулярное обучение сотрудников и пересмотр подходов к найму технических специалистов. "В прошлом году мы запустили большую программу, которая охватывает весь банк с точки зрения внутренней трансформации: мы меняем и наши бизнес-процессы и то, как они организованы", — рассказал управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка Владимир Химаныч. В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ В Альфа-банке даже созданы специальные agile-команды, которые фокусируются на развитии продуктов и сервисов для малого бизнеса. В банке ежемесячно рассматривают 400 тысяч обращений, и благодаря таким разработкам скорость внедрения новаций в этом сегменте выросла в четыре раза, рассказал руководитель блока малого и среднего бизнеса банка Денис Осин. Банк "Открытие", в свою очередь, в будущем планирует обслуживать малый бизнес "под ключ": от регистрации до оплаты налогов и бухгалтерской поддержки, используя платформенные решения, рассказала руководитель блока МСБ "Открытия" Надия Черкасова. "Таких площадок будет появляться всё больше, они станут комбинированными, туда будут включаться и образовательные сервисы, и программы, связанные с юридической и бухгалтерской поддержкой", — полагает она. Банк активно развивает цифровые каналы взаимодействия с клиентами по банковскому обслуживанию и видит в этом потенциал расширения клиентской базы. "У нас достаточно низкий аппетит к риску, при этом мы считаем, что возможно увеличить кредитование уже в этом году в 3 раза. Дополнительно в 2018 году банк «Открытие» планирует привлечь 55 тысяч новых клиентов в сегменте МСБ на расчетно-кассовое обслуживание", — поделилась планами Черкасова.