Войти в почту

Тяжкое бремя: россияне будут платить больше налогов

Правительству нужно найти дополнительные 8 трлн рублей для финансирования «майского указа» президента. Варианты пополнения казны озвучиваются разные: это и повышение пенсионного возраста, и размещение государственных облигаций, и изменение бюджетного правила для того, чтобы доходы от экспорта углеводородов чуть больше перечислялись в бюджет вместо Фонда национального благосостояния. Но этих источников финансирования недостаточно и оставшуюся сумму власти намерены собрать за счет налоговых «маневров». По этой причине на Петербургском международном экономическом форуме участники пристально вслушивались в каждое слово первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, пытаясь предугадать планы правительства. Главная новость: налоговую систему ждет донастройка, а затем временный период затишья. «Мы говорим о том, что сейчас в правительстве дошлифовываются наши предложения по налогам. Будут изменения, которые зафиксируем на предстоящие шесть лет», — цитирует вице-премьера РБК. Однако несмотря на то, что нас ждет лишь «настройка» налоговой системы, эксперты предрекают стране серьезные социальные потрясения и обнищание граждан в результате предложенных инициатив. Обобщив доклад министра финансов, его ответы на вопросы журналистов и фрагменты кулуарных бесед, уже сейчас можно представить себе контуры предстоящей «дошлифовки» и ее последствия. Нефтегазовый маневр Одной из выбранных мер уже называют завершение налогового маневра в нефтянке. Маневр, начатый в 2015 году, заключается в снижении экспортных пошлин в обмен на увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эту реформу планировали завершить к 2017 году, но против яростно выступили Минэнерго и нефтяники. По их мнению, полная отмена пошлин приведет к резкому падению маржи переработки и больно ударит по нефтеперерабатывающему сектору в целом. В начале апреля Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков, объединяющая более двух сотен нефтеперерабатывающих заводов, направила письмо на имя Дмитрия Медведева с просьбой отложить маневр до 2023 года. «Несвоевременным» назвали маневр и в Торгово-промышленной палате, да и сами чиновники Минфина не считают его панацеей. Тем не менее, министр финансов на ПМЭФ подтвердил планы властей завершить маневр и уж даже озвучил первые шаги. «Мы уже приняли решение о снижении акцизов с 1 июля 2018 года», — заявил Силуанов на деловом завтраке Сбербанка. Что касается рядовых автомобилистов, то, несмотря на ослабление фискальной нагрузки на нефтегазовые компании, у них нет причин для радости: снижение акцизов не приведет к снижению цен на бензин — максимум, лишь немного притормозит их рост. Налог на добавленную стоимость Повышение НДС видится многим как самый простой способ пополнить казну. Тем более, что в администрировании этого налога достигнуты по-настоящему впечатляющие высоты: доля махинаций с НДС упала ниже 1% в масштабах страны. Наиболее вероятным сценарием «настройки» эксперты называют повышение ставки НДС с 18% до 20% при одновременном отказе от льготной 10%-ой ставки для некоторых продуктов питания и лекарств. По подсчетам АКРА, повышение ставки НДС всего на 2% поможет правительству собрать примерно треть от искомых 8 трлн. Однако большинство экспертов единодушны: повышение НДС прежде всего скажется на конечном потребителе, те есть, говоря простыми словами, реформы будут профинансированы из кармана рядовых граждан. Рост цен, снижение покупательской способности, кризис в розничной торговле, расцвет теневой экономики, всплеск конвертных зарплат и скрытая безработица — вот далеко не полный перечень проблем, которые могут возникнуть на фоне усиления налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Подобные опасения озвучивали представители Госдумы, Совета Федерации, «Деловой России», Института актуальной экономики и аналитического агентства ФИНАМ. Но есть и хорошие новости: поднимать налог еще выше правительство не планирует даже в составе «маневра 22/22» (повышение НДС до 22% при одновременном снижении страховых взносов примерно с 30% до 22%). «Мы долго дискутировали, какой формат лучше — 90/60/90 или 22/22, решили, что 90/60/90 лучше», — отшутился на эту тему министр финансов. О том, что эти изменения должны идти в паре и что без снижения страховых взносов повышение НДС – это сплошной обман, говорили и в РСПП. И несмотря на резкость высказывания, с ним крайне сложно поспорить. Страховые взносы — головная боль для всех работодателей страны. Высокие ставки подталкивают предпринимателей к использованию «обналички» для выплаты конвертных зарплат, что в последнее время оборачивается еще большими проблемами — вплоть до реальных тюремных сроков. Давление на бизнес в этом сегменте будет только усиливаться, учитывая, что администрированием страховых взносов теперь занимается ФНС России, бойцовские качества сотрудников которой на порядок выше их предшественников из волокитного Пенсионного фонда РФ. Другие грани шлифования Еще один из озвученных Силуановым вариантов «налоговой дошлифовки» — забрать у Москвы часть доходов от налогов, которые платят нефтегазовые гиганты и другие крупные корпорации, и отдать их регионам. Но против такой инициативы практически молниеносно выступил мэр столицы Сергей Собянин. Градоначальник считает, что призывы «отбирать и делить» не идут на пользу нашей стране, так что идея вряд ли станет реальностью. Тем не менее, наметилась определенность как минимум по двум «вечным темам» — Силуанов опроверг возможность введения налога с продаж, равно как и повышение подоходного налога. И если обсуждение налога с продаж уже давно переросло в моветон, то с подоходным налогом ситуация противоречива. Например, советник президента Сергей Глазьев горячо поддерживает введение прогрессивной шкалы НДФЛ с верхней планкой в 30-40%, что позволит принести в бюджет несколько триллионов рублей. Однако вряд ли правительство решится на такой неоднозначный в социальном плане поступок. Налог на велосипедистов По подсчетам аналитиков ФИНАМ, для реализации «майского указа» президента правительству на самом деле потребуется примерно в 2 – 2,5 раза больше заявленных 8 трлн: от 16 трлн руб. при оптимистичном варианте развития событий и до 20 и более трлн рублей — при негативном. На этом фоне не так уж и эпатажно воспринимается недавнее предложение депутата Виталия Милонова ввести дорожный налог для велосипедистов. Безусловно, озвученные инициативы не являются окончательными, на что неоднократно указывал и сам министр финансов. Правительству еще предстоят жаркие дебаты на пути к взвешенному решению. Между тем, налоговый климат в России в ближайшие шесть лет сохранит свою явную тенденцию к похолоданию: ожидается усиление профискального подхода в судах и шквал проигранных налогоплательщиками дел. Нужно констатировать, что налоговая зима уже близко.