Заявления представителей авиаперевозчиков мировой авиаотрасли, что по ней серьезно ударят действия американского правительства, отнюдь не голословны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов. "Если США и их партнеры реализуют в рамках торговой войны все те намерения, что они сейчас заявляют, то по мировой авиационной отрасли это ударит очень сильно. Придется готовится к сокращению спроса на билеты – в рамках бизнес-интересов ежедневно совершаются тысячи перелетов. Но деловые поездки – это лишь один из множества аспектах, которые так или иначе заденут глобальную сферу воздушных перевозок. Пошлины на сталь и алюминий означают существенное удорожание производства воздушных судов и их комплектующих для ремонта. Фактически произойдет разрушение устоявшихся и давно работающих кооперационных связей. Проще говоря, случится то, что у России и Украины с 2014 года – производственные цепочки предприятий двух стран разорвали, в результате чего Россия вынуждена была создавать производство нужных комплектующих у себя, украинские же заводы и фабрики просто "умирают". Американцы грозят устроить то же самое глобальной авиаотрасли", - отмечает аналитик. Александр де Жуньяк, гендиректор представляющей большинство основных авиакомпаний мира Международной ассоциации воздушного транспорта, заявил: вызванная действиями американского правительства напряженная ситуация в международной торговле может сильно ударить по авиационной отрасли. Одним из аспектов, в которых наложение пошлин США на сталь и алюминий даже в отношении союзников, он назвал спрос на деловые поездки, являющиеся "ключевой движущей силой прибыли для авиационной отрасли". Сокращение мировой торговли этот спрос резко снизит. "Сейчас надежды всего мира связаны с тем, что Штаты в конечном итоге не решатся претворить все свои угрозы в жизнь, иначе негативных последствий не избежать. В противном случае плохо себя почувствует вся мировая экономика, а транспортная сфера развивается и процветает лишь на фоне общего роста. В последнее время отрасли авиастроения и авиаперевозок шли по пути глобализации во всем – от кооперации производственных предприятий до продажи авиабилетов. Действия США могут резко развернуть эти процессы вспять. Другие надежды связаны с тем, что санкции в рамках развязанных Штатами торговых войн могут соблюдаться не слишком строго. Ведь транснациональные корпорации, работающие как в сфере авиастроения, так и перевозок, работают в том числе и в США, то есть Америка понесет убытки от собственных действий. Но бизнесу все равно придется приспосабливаться к работе в условиях жестких ограничений, и простым процесс адаптации явно не будет", - подчеркивает эксперт. Фактор неопределенности С 1 июня власти США ввели тарифы на импорт стали и алюминия из стран Евросоюза, а также из Канады и Мексики. Эти меры были приняты еще в марте, однако американская администрация сделала исключения для своих давних торговых партнеров. Однако введение заградительных мер вызвало бурную реакцию в мире и отозвалось резкой критикой действий администрации президента Трампа в самих Штатах. Американские бизнес-ассоциации предрекают рост цен на целый ряд товаров на внутреннем рынке – в первую очередь, на рынках авто и строительства. Мировая авиаотрасль в панике из-за того, что не уверена даже в завтрашнем дне, не говоря уже о долгосрочных планах. Planemakers Boeing и Airbus также отметили, что эта неопределенность не приносит пользы бизнесу и авиаотрасли, которая живет на том, что люди могут свободно перемещаться. "Мы видим в этом отрицательные моменты, так как это создает границы и ограничения для всех, включая наших клиентов", – заявил главный коммерческий директор Airbus Эрик Шульц. "Насколько авиаотрасль сможет адаптироваться к работе в условиях торговой войны, может показать только время. Внутри США идет мощная борьба лобби, в котором финансовые корпорации пытаются отстоять свои интересы. В мировой экономике же, как результат этой борьбы, сложилась атмосфера неопределенности. Бизнес этого не просто не любит, подобное для него чревато серьезными убытками – рассчитывать на перспективы развития не приходится. К примеру, на несколько лет до прихода в США к власти Дональда Трампа компания "Боинг" заявила о намерениях построить тысячу самолетов для рынка Азии. Был проанализирован спрос, его сопоставили с возможностями корпорации и заявили такие масштабные планы генеральной стратегией фирмы. К сегодняшнему дню об этих планах уже никто не вспоминает – все смотрят хотя бы на день-два вперед, дальше заглядывать бессмысленно. Аналогично от долгосрочных планов отказались Airbus и ряд других крупных игроков отрасли. В начавшейся торговой войне Вашингтон мог бы нивелировать потери американских авиакорпораций простыми субсидиями из бюджета, но такого решения Белого дома нет. Все просчитывают "наихудшие сценарии" – создание лоукостеров, борьбу за каждого клиента. Мелкие игроки отрасли допускают даже уход с рынка. Россию все это затронет в гораздо меньшей степени. Ясно одно: если Штаты и их соперники все же "разгонят" торговые войны, сфере воздушных перевозок будет нанесен удар, оправиться от которого будет непросто", - заключает Дмитрий Адамидов.