По версии института, дальнейшей сдвиг реализации проекта в горизонте 12 лет может привести к его удорожанию более чем в 2 раза относительно условий, которые были заложены в 2013 году. Эксперты считают, что решение о начале строительства ВСМ нужно принимать в ближайшее время, так как проект может принести значительные положительные эффекты для экономики и создать меньшую нагрузку на государственный бюджет, чем при дальнейшем откладывании его запуска. Расчеты ИПЕМ представил гендиректор института Юрий Саакян на состоявшихся 31 мая слушаниях в Общественной палате РФ, посвященных состоянию и перспективам скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. В мероприятии также приняли участие представители Совета Федерации, Министерства транспорта РФ, ОАО "РЖД", региональных органов власти, науки, отраслевых объединений и исследовательских центров. Активная работа по проекту высокоскоростной железнодорожной ветки (ВСМ) "Москва - Казань" ведется уже более 5 лет. По оценкам ИПЕМ, за период с 2013 до 2018 года стоимость проекта увеличилась на 600 млрд рублей - с 1,1 трлн до 1,7 трлн рублей (расчет производился в прогнозных ценах на сырье, материалы, услуги и проч. на соответствующий год запуска строительства). В случае дальнейшего переноса сроков начала строительства ВСМ "Москва-Казань" стоимость проекта будет расти темпами не менее 50-60 млрд рублей в год, что может привести к удорожанию запуска проекта в 2025 году до 2,1 трлн рублей (рост на 90% относительно стоимости проекта в 2013 году), в 2030 году – до 2,4 трлн рублей (рост на 118% относительно 2013 года). - Проект ВСМ "Москва-Казань" необходимо сдвигать с "мертвой" точки. По нашим оценкам, он будет операционно прибыльным, а государственное финансирование на стадии строительства существенно улучшит показатели, заложенные в его финансовой модели, - заявил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. - При этом реализация проекта должна не только учитывать задачи улучшения имиджа России и повышения мобильности населения, но и обеспечение положительных эффектов для промышленности, науки и инжиниринга. Такие эффекты возможны только при условии, что технологии строительства и эксплуатации ВСМ будут максимально локализованы в России. При этом руководство института признает, что для реализации проекта ВСМ "Москва-Казань" необходима государственная поддержка. По сведениям ИПЕМ, в странах ЕС государства путем предоставления безотзывных субсидий и грантов обеспечивали до 70% капитальных затрат на реализацию ВСМ, в Китае - 100% капитальных затрат финансировалось государством.