Войти в почту

Светлана Демяшкевич: X5 Retail увеличит инвестиции в цифровизацию

Как будут развиваться проекты X5 в сфере интернет-торговли и цифровизации, где могут появиться новые зарубежные офисы ретейлера для прямого импорта, а также о дальнейшей судьбе магазинов "Перекресток Экспресс" в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ-2018 рассказала главный финансовый директор X5 Retail Group Светлана Демяшкевич. — Недавно стало известно, что X5 Retail не может найти покупателей на торговые точки, где сейчас расположены магазины под брендом "Перекресток Экспресс". Ранее компания говорила, что, возможно, эти магазины будут проданы или формат торговли будет пересмотрен. Какие все-таки у X5 планы по этому формату? — Действительно, мы решили сконцентрироваться еще в прошлом году на трех основных форматах: "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель". Считаем, в них есть большой потенциал для развития. Поэтому "Перекресток Экспресс" или его часть мы либо продадим, либо закроем ряд неэффективных магазинов. Сейчас мы планомерно закрываем некоторые магазины, демонстрирующие не очень хорошие результаты, при этом рассматриваем индивидуальную продажу. Так что планы не поменялись. — Когда планируется принять решение? До конца этого года? — Мы думаем, что все неэффективные магазины будут закрыты до конца первого квартала 2019 года. Продажа, соответственно, тоже будет осуществляться по мере поступления предложений на индивидуальные магазины. На 31 марта этого года было 138 магазинов. Самые эффективные магазины были брендированы под "Пятерочку". Магазины расположены только в Москве. — В прошлом году X5 стал лидером по выручке среди продуктовых ретейлеров. Планируете ли сохранять лидерство в ближайшие годы, какой прогноз по динамике этого показателя? — Динамика выручки зависит от многих факторов, не только от внутренних, но и от внешних, таких, как инфляция. Мы сфокусированы на росте выручки и сохранении лидерства на рынке. При этом для нас важно не только лидерство по выручке или количеству открытых магазинов, для нас очень важно лидерство по клиентоориентированности. Также для нас очень важно лидерство по технологиям, мы считаем, что в этом будущее, и мы в это активно инвестируем. Кроме того, нам важно лидерство в эффективности — мы постоянно работаем над бизнес-процессами, улучшаем их. Например, в логистике мы постоянно показываем тренд на снижение транспортных затрат, мы продолжаем строить сеть распределительных центров, покупать грузовики, на которых перевозим продукты. Это постоянная, каждодневная работа. — Доля X5 на рынке 9% по оценкам экспертов, аналитиков. Есть планы по наращиванию доли, и какой KPI? — В 2017 году наша доля на рынке составляет 9,5% по оценкам агентства "Инфолайн". Конкретной цифры по наращиванию доли на рынке в планах нет, но мы понимаем, что мы растем и продолжаем расти достаточно быстро, быстрее всех ретейлеров на рынке. Думаем, что похожая динамика сохранится и до конца 2018 года. — Вы упомянули лидерство по технологиям. С какими технологиями планируете работать? Ранее вы объявили о взаимодействии с ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) по стартапам в сфере IT. — У нас в X5 появилась отдельная команда, отвечающая за инновации. Все стартапы проходят жесткий отбор. У нас есть партнерское соглашение с ФРИИ и со Сколково, мы выбираем интересные стартапы, имеющие отношение к ретейлу, и запускаем вместе с ними пилотные проекты для наших магазинов. — Сейчас в тренде цифровизация, она коснулась и ретейла. Все, имеющие отношение к розничной торговле, говорят об этом. X5 тоже сфокусирована на развитии цифровых технологий? — Конечно. Мир стремительно меняется. На примерах других индустрий мы видим тенденцию перехода в новую цифровую экономику, для некоторых переход уже завершен. Среди таких индустрий банки, телеком — они начали переход к цифровизации раньше нас. Скоро весь ретейл будет подвергаться влиянию цифровизации, и мы понимаем, что должны не просто реагировать на это, а лидировать на всеобщем фоне. В связи с тем, что Министерство связи стало Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, цифровая экономика стала наиболее перспективным направлением развития. Поэтому мы сейчас инвестируем в IT-сферу. Если говорить о нашем CAPEX (капзатраты — прим. ТАСС), то доля IT-инвестиций в нем увеличивается каждый год. Мы создали отдельное подразделение Big Data, где есть команда специалистов, работающих над объединением данных по всей компании, над анализом этих данных и их монетизации. — Планируется ли наращивание доли IT в CAPEX? — Да. Мы достигли существенного роста в 2018 году. По сравнению с 2017-м, рост бюджета приходится именно на IT-сферу. Всего на этот год мы планируем CAPEX, включая M&A, на уровне прошлого года — порядка 96–98 млрд рублей, из которых более 10% — это инвестиции на IT, "большие данные" и так далее. — Как развивается ваш проект в сфере интернет-торговли? — Сейчас мы работаем над усовершенствованием онлайн-доставки магазинов "Перекресток". У нас есть один большой склад (магазин dark store — склад, совмещенный с действующим магазином), и в этом году в Москве мы планируем открыть второй, а также собираемся выйти на рынок онлайн-доставки в Санкт-Петербурге. — Это продолжение проекта на базе "Перекрестка"? — Да. В магазинах "Пятерочка" мы хотим разместить автоматизированные локер-постаматы (пункты выдачи посылок). Для нас это возможность сотрудничать как с иностранными, так и с российскими онлайн-игроками. С точки зрения омниканальности у нас есть два основных направления, также мы сейчас разрабатываем модель Click and Collect в "Карусели". Так, в каждой сети мы придумаем наилучший способ обеспечения общения с клиентом в лучших традициях омниканальности. — В каких городах планируется дальнейшее развитие размещение локер-постаматов? — Пока что идеи находятся на стадии планирования, пилотный проект мы планируем запустить в первой половине 2019 года. Сначала будем смотреть на результаты работы в маленьких регионах, а потом, если все будет хорошо, внедрим систему в крупных городах. Изначально пилотировать будем 300 магазинов. — Какие сейчас планы по развитию в регионах? На чем будете фокусироваться? Для вас важнее открытие собственных торговых точек или же поглощение местных игроков? Какая емкость в регионах для открытия новых магазинов? — В этом году мы будем фокусироваться на развитии и на увеличении своего присутствия в тех регионах, где мы уже работаем. Когда мы планировали 2018 год, по нашим расчетам, для нас с точки зрения ограничения по доле рынка могли закрыться Санкт-Петербург, Ленинградская область и Московская область. Но опубликованные в апреле данные Росстата опровергли наши опасения — доля рынка для нас в этих регионах не превысила 25%-й порог, и, соответственно, эти регионы открыты для дальнейшего развития компании. У нас это, конечно, одни из основных регионов развития, и у нас будет возможность и дальше в них расти. Рассматриваем также возможность приобретения региональных сетей. — Это в рамках органического M&A? — Да. Например, последнее из наших приобретений — это 99 магазинов в Башкортостане, в основном для формата "Пятерочки". Главный фокус нашего развития — это аренда, поэтому в первую очередь мы анализируем предложения региональных игроков и берем в аренду те объекты, которые обладают большим потенциалом с точки зрения товарооборота и EBITDA, для этого у нас есть достаточная компетенция и уникальный опыт. — Вам интересно приобретать площади под гипермаркеты? В основном вы приобретаете более мелкий формат для "Пятерочек". — В основном наша стратегия направлена на аренду. Мы не хотим рисковать из-за изменений на рынке недвижимости, ведь мы специализируемся в ретейле, а не в недвижимости, и даже для "Карусели" рассматриваем потенциально сделку sale and leaseback (продажа с обратной арендой). Сначала мы продадим те гипермаркеты, которые у нас сейчас есть в собственности, а затем будем арендовать эти площади у будущего собственника на долгосрочный период. — У вас есть офис в Гонконге. Есть ли планы выйти на азиатские рынки с точки зрения размещения акций? — Нет. Но это для нас несвязанные вещи. Россия — наш основной единственный рынок, мы, конечно, хотим, чтобы наши акции присутствовали на Московской бирже, чтобы наши покупатели в том числе могли стать инвесторами. Гонконг — это офис в основном для развития прямого импорта с китайскими производителями, никак не связанный с финансовыми рынками. — Продолжая тему зарубежных представительств. Х5 анонсировала создание логистических мощностей за рубежом для развития прямого импорта. Как сейчас проходит процесс, в каких странах они могут появиться? — У нас уже есть офисы в Гонконге и в Турции. В основном мы работаем через эти офисы по прямому импорту. Дальнейшее строительство своих логистических мощностей мы сейчас всерьез не рассматриваем, но обсуждаем с нашими партнерами. В частности, с зарубежными логистическими компаниями. — В каких регионах? — Южная Америка, Египет, Эквадор. Последний импортирует нам крупные поставки бананов. Египет с нами взаимодействует. Если мы говорим про Китай и про Азию, это non-food, там много интересных поставщиков, с которыми мы хотим расширять сотрудничество. — Средняя Азия еще растет, наши бывшие страны СНГ. Есть ли перспективы сотрудничества с ними? — Да, с Таджикистаном, Узбекистаном. — Какая доля прямого импорта сейчас? Есть ли планы весь импорт перевести на схему прямого? — Мы будем продолжать развивать прямой импорт. Это обеспечивает гарантию качества продуктов для наших клиентов. К тому же это выгодная экономическая модель. Сейчас прямой импорт от общего ассортимента составляет примерно 3% от общего ассортимента, то есть не так много. Но мы будем эту долю наращивать. Беседовала Мария Дорохина

Светлана Демяшкевич: X5 Retail увеличит инвестиции в цифровизацию
© ТАСС