Торговые сети города присоединятся к программам лояльности для жителей
Розничная торговля Москвы успешно развивается. Об этом Сергей Собянин заявил во время посещения магазина «Азбука вкуса», который недавно открылся в здании Смоленского гастронома по адресу: улица Арбат, дом 54/2. Две недели назад Мэр Москвы предложил московским рынкам и магазинам создать программы лояльности, благодаря которым местные жители смогут получить скидки и участвовать в промоакциях. «Азбука вкуса» стала одной из первых сетей, которая откликнулась на этот призыв и сегодня разрабатывает программу лояльности. «Помимо того, что это один из знаковых магазинов и, конечно, поток покупателей здесь гарантирован, в этом доме живут люди, которые испытывают неудобства от количества посетителей, от погрузки-выгрузки товаров. Я просил руководство магазина подумать о программе лояльности, чтобы компенсировать эти неудобства для жителей», — сказал Сергей Собянин. По словам генерального директора ООО «Городской супермаркет» Владимира Садовина, магазины реализуют разные социальные проекты, например при поддержке префектур «Азбука вкуса» дарит подарки ветеранам и малоимущим семьям. «Мы с удовольствием откликнулись на это предложение. Мы действительно вводим программу лояльности для местных жителей. Это будут специальные карточки, выданные жителям конкретных домов, привязанных к конкретному магазину, чтобы уровень цен для них при покупке в “Азбуке вкуса” был сопоставим с ценами в любой другой сети», — сказал Владимир Садовин. В ходе встречи с работниками Сергей Собянин наградил лучших сотрудников торговой сети благодарностями Мэра Москвы. На историческом месте Магазин «Азбука вкуса» в историческом помещении Смоленского гастронома был открыт в апреле 2018 года и стал 160-м магазином сети в России. Его общая площадь— 3,2 тысячи квадратных метров, торговая — 1,5 тысячи квадратных метров. Это флагманский магазин в сети продуктового ретейлера. Клиентам предоставляется широкое разнообразие продуктов и максимально качественный сервис. Всего там продают 17 тысяч видов товаров. Более 50 процентов продукции — отечественного производства. Ежедневно магазин посещают порядка 2500 человек. Средний чек составляет 950 рублей. В магазине работает кафе-бистро на 53 посадочных места. Это новый формат общественного питания — fast casual, или городская еда для занятого человека, предпочитающего хорошую кухню дешевому фастфуду. Здесь подают стандартные завтраки, ланчи, блюда основного меню. При их приготовлении используются свежие сезонные продукты. Кафе работает ежедневно с 08:00 до 00:00. Исторический московский магазин С конца XVIII века Смоленская площадь была торговым местом. До начала XX века здесь располагался Смоленский рынок, где можно было купить все — от поношенной шубы до куска хорошей осетрины. До революции 1917 года на месте универмага стояло здание, в котором соседствовали модный ресторан Зверева, не менее популярный чайный магазин и кондитерская чаеторговца Перлова, лавки купца Троилина. В 1928-м по проекту архитектора Вячеслава Олтаржевского на месте снесенных строений со значительным отступом от прежней красной линии улицы был построен дом для кооператива «Московское объединение». Угловая часть пятиэтажного здания была оформлена террасой. Она располагалась над трехэтажным полукруглым эркером и завершалась высоким пилоном с круглым окном и пирамидальным аттиком. Однако уже в начале 1930-х дом был перестроен архитектором В.М. Маятом: он надстроил шестой этаж, сделал башню граненой и поднял ее на всю высоту прежнего аттика. По торцам пилонов и над входным вестибюлем были высечены крупные рубленые надписи «Универмаг Торгсин». Именно в этом здании работал один из крупнейших московских магазинов — Торгсин. Торгсин (Всесоюзное объединение торговли с иностранцами) работал в СССР в 20–30-е годы прошлого столетия. Для того чтобы пополнить государственный бюджет и получить возможность развивать промышленность, советская власть приняла решение о создании торговой сети, в магазинах которой иностранцы в обмен на валюту, золото и драгоценности могли приобретать любые товары, включая редкие музейные ценности. Те же условия продажи были предложены и советским гражданам, что стало, по сути, способом выманить у них оставшиеся фамильные драгоценности. За время своего существования Торгсин принес советской казне баснословные суммы. Благодаря его деятельности были построены такие промышленные гиганты, как Уралмаш, Челябинский тракторный завод и Горьковский автозавод. Торгсин был ликвидирован в 1936 году, когда запасы населения были окончательно исчерпаны. Москвичи любили и ненавидели Торгсин. Поэтому неслучайно именно в Торгсине на Смоленской площади происходит действие одного из эпизодов романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — появление Бегемота и Коровьева вызывает переполох среди продавцов: кот берет с прилавков мандарины и шоколад, извлекает рыбу из бочки с надписью «Сельдь керченская отборная». После 1936 года в здании Торгсина разместился общедоступный гастроном № 2 (второй по значимости после Елисеевского). Здесь за рубли можно было приобрести даже дефицитные продукты. В 1995–2018 годах в помещении Смоленского гастронома работал сетевой магазин «Седьмой континент». 130 магазинов разных форматов Сеть «Азбука вкуса» (управляющая компания — ООО «Городской супермаркет») была основана в начале 1990-х годов. Первый магазин под маркой «Азбука вкуса» открылся в 1997-м. Сегодня «Азбука вкуса» — одна из наиболее динамично развивающихся компаний розничного сектора Москвы. Она объединяет 130 магазинов разных форматов (80 процентов всех магазинов сети в России). Среди них — супермаркеты, крупноформатные «АВ Маркет», минимаркеты «AB Daily», специализированные энотеки, а также интернет-магазин av.ru. Сеть также представлена в Московской области и Санкт-Петербурге (всего работает более 160 магазинов). В компании работают 12,9 тысячи сотрудников. «Азбука вкуса» стала первой российской компанией в сфере розничной торговли продуктами питания, внедрившей и сертифицировавшей систему менеджмента качества, основанную на стандартах серии ISO 9000. С 2013 года работает собственное производство мяса (говядины и баранины). Тогда же было запущено собственное пищевое производство (фабрика-кухня). Сейчас работают три такие фабрики, которые производят до 45 тонн продукции в сутки (в основном хлебобулочные и кондитерские изделия, замороженные и охлажденные полуфабрикаты). Также на собственных площадках в Москве компания производит салаты и кулинарные изделия. Вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам пищевой безопасности. С осени прошлого года агропредприятие «Азбуки вкуса» в Калужской области поставляет в магазины сети свежие овощи. Розничная торговля в Москве В 2017 году объем розничного товарооборота в Москве вырос на 1,2 процента по сравнению с 2016 годом и достиг 4,5 триллиона рублей, превысив докризисный уровень 2014-го. По итогам первого квартала этого года розничный товарооборот составил 1,1 триллиона рублей. Это превышает уровень первого квартала 2017-го (в фактических ценах— на 4,7 процента, в сопоставимых — на 2,1 процента). По итогам 2017 года индекс потребительских цен составил 103,8 процента, что является самым низким показателем за весь постсоветский период. Сейчас в Москве работает 588 сетевых компаний розничной торговли, в том числе 106 продовольственных и 482 непродовольственных. В отрасли занято 1,8 миллиона человек. С 2015 года число продовольственных магазинов в Москве увеличилось на девять процентов и превысило 15 тысяч. Коэффициент доступности магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания в Москве составляет 96,5 процента. Наиболее крупные российские продовольственные сетевые компании на рынке Москвы представлены магазинами «Пятерочка» (1150 единиц), «Магнит» (490 единиц), «Дикси» (480 единиц), «ВкусВилл» (300 единиц), «Перекресток» (238 единиц), «Магнолия» (197 единиц), «Азбука вкуса» (130 единиц), «Красное и белое» (126 единиц), «Перекресток Экспресс» (100 единиц). На московском рынке работают иностранные сетевые ретейлеры «Билла» (93 единиц), «Атак» (40 единиц), «Ашан» (23 единицы), «Метро» (11 единиц), «О’КЕЙ» (10 единиц), «Зельгрос» (две единицы), «Глобус» (одна единица). В последние годы крупные торговые сети начали обращать внимание на небольшие площади — порядка 150–200 квадратных метров, позволяющие открывать магазины у дома. Во-первых, ретейлеры ориентируются на состояние рынка недвижимости, на котором сейчас мало арендопригодных помещений площадью тысяча — полторы квадратных метров. Во-вторых, они учитывают изменения в поведении покупателей, которые стали чаще пользоваться магазинами в шаговой доступности. В такие магазины удобно зайти после работы, потратив минимальное количество времени на покупки. «Азбука вкуса» в последнее время расширяет в Москве сеть минимаркетов «AB Daily».