Прямые договоры. Зачем заключать, если собственники и так платят напрямую?
В апреле 2018 года принят федеральный закон о прямых договорах на оказание коммунальных услуг, в мае южноуральцы стали получать от управляющих компаний извещения о необходимости провести собрание и заключить прямые договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Большинство жильцов в недоумение, они и так уже на протяжении почти 10 лет платят за газ, воду и электричество по отдельной квитанции напрямую поставщикам услуг. Прямых договоров не было Заявление заместителя начальника Госжилинспекции Челябинской области Эллы Никитиной привело в замешательство: «Прямых договоров меду собственниками и ресурсоснабжающими организациями ни в Челябинске, ни в Челябинской области до этого момента не было». Были прямые расчёты. Схема на основе механизма публичного договора. Поставщик любой коммунальной услуги, как коммерческая организация, продаёт собственникам свой товар – допустим, электроэнергию, - выставляя за это счёт – квитанцию. Потребитель, оплачивая её, по сути, соглашается с условиями и подписывает договор. А теперь на федеральном уровне принят закон, позволяющий юридически более прочно узаконить эти отношения. «При заключении прямого договора на оказание услуг с РСО для собственника ничего не измениться, - продолжает Элла Никитина. – Они будут также оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсникам, по такому же тарифу. Закон принят для того, чтобы управляющие компании не имели доступа к деньгам собственников, если последние всё-таки оплачивают коммунальные услуги через свой ЖЭК. Нередко в Челябинской области, да и в целом по стране были случаи, когда УК или ТСЖ собирали плату с собственников за коммунальные услуги, а после исчезали или банкротились. Также нам известны случаи, когда некоторые ТСЖ начисляли плату неправильно». Полузаконная схема? Инициировать переход на прямые договоры можно двумя способами. Во-первых, решением кворума (большинства) на общем собрании собственников. «Собственники принимают решение о переходе на прямые договоры по каждой коммунальной услуге отдельно, в т.ч. по услуге «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами», - уточняет Элла Никитина. – В протоколе они должны обязательно указать дату, с которой они заключают договоры – это требование закона. После чего инициатору собрания достаточно предоставить копии решения и протокола в ресурсоснабжающую организацию, а также оригиналы в свою управляющую компанию. Договоры будут заключаться автоматически, и идти к поставщикам услуг каждому потребителю не нужно». Второй способ – по инициативе РСО, когда долг управляющей компании перед поставщиком за оказанную услугу составляет более 2 месяцев. Этот факт должен быть подтверждён самой УК или решением суда, вступившем в законную силу. В случае расторжения договора УК с РСО из-за долгов, жители домов будут оповещены о переходе на прямые договорные отношения (на досках для объявлений, в СМИ, на сайте поставщика). Но пока таких прецедентов не было. К слову, инициатором собрания собственников может быть любой житель или сама управляющая компания. «И мы будем активно вести эту работу, процесс уже идёт, - подчёркивает председатель правления НК «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» Владимир Кудряшов. – Уже около 10 лет с основными поставщиками ресурсов – газ, ГВС, ХВС и водоотведение, электроэнергия – мы работаем на прямых расчётах, подразумевая прямые договора. Они сами выставляют счета, собирают плату и работают с должниками. Ранее это были полулегальные отношения, сейчас мы добились законности. Единственные, кто пока настаивают на том, чтобы их услуга входила в общую квитанцию управляющей компании, наряду с содержанием и текущим ремонтом, - единая теплоснабжающая организация Челябинска АО «УТСК»». Для тепловиков это принципиальная позиция, отстаивать которую они продолжают в суде. Должен, но не обязан «Плата за «Содержание и текущий ремонт» федеральным законодательством предусматривает затраты на истребование задолженности по всем коммунальным услугам, на выставление платёжных документов и т.д., - поясняет позицию директор АО «УТСК» Игорь Рындин. - Если УК отказывается осуществлять эту работу, и собственники будут платить поставщикам напрямую, давайте тогда пересматривать плату за содержание по таким домам. Потому что сейчас эти затраты будет нести РСО и включать их в тариф. Также удивляют фразы «собственники обязаны», «нужно переходить на прямые договоры». Почему никто не поясняет что, это не обязанность, а право собственников». «Если собственники не примут никакого решения, - подтверждает Элла Никитина, - управляющая компания останется исполнителем коммунальной услуги. Она должна будет начислять эту плату, и выставлять квитанции, а собственники, как и прежде ей платить». Жилищный кодекс РФ ежегодно претерпевает множество изменений, и разобраться в правах и обязанностях всех участников жилищных отношений непросто. В случае прямых договоров каждый должен решить – доверять своей управляющей компании или нет. Если нынешний порядок взаимоотношений собственников полностью устраивает, бездействие в этом случае позволит их сохранить. Если жильцам хочется платить за коммунальную услугу напрямую поставщику, нужно принимать соответствующее решение на собрании. Важно, что при переходе на прямые договора с ресурсниками, начисления платы (и взыскание) за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома - ОДН, остаётся за управляющей компанией. Комментарии Директор по сбыту ПАО «Челябэнергосбыт» Андрей Святых: Прямые расчёты между «Челябэнергосбыт» и потребителями существуют очень давно. Насколько они были легальны? В 59-ФЗ от 03.04.2018 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о прямых договорах) предусмотрено, что существовавшие на момент принятия этого закона договорные отношения, сохраняются. Договор энергоснабжения является публичным и не обязательно должен быть заключен в письменной форме. Заключение договора энергоснабжения или его существование может быть подтверждено совершением конклюдентных действия обеими сторонами договора. Со стороны поставщика - это подача ресурса и выставление квитанции. Со стороны потребителя – фактическое потребление ресурса, техническое присоединение и/или оплата электроэнергии. После вступления в силу закона о прямых договорах на оказание услуг между нами и потребителями, которым мы и ранее выставляли квитанции, ничего не меняется. Идти в наши офисы, простить оформить бумажный договор, не нужно! Сейчас на основании решения общего собрания собственников мы готовимся принять на прямые договора около 5000 жителей микрорайона «Академ Риверсайд». Директор ООО «Центр коммунального сервиса» - регоператор по обращению с ТБО на территории Челябинского кластера Алексей Бубнов: На сегодняшний момент наша услуга ещё входит в состав жилищной. Потому что единый тарифный орган Челябинской области не определил тариф для Челябинского кластера и отдельной коммунальной услугой мы станем в момент его опубликования. Нам изначально дана возможность, и мы будем работать с населением через заключения прямых договоров. Таким же образом как делали в Магнитогорском и Карабашском кластерах. Первый этап уже пройден – жителям Челябинска мы уже разослали по почте уведомления о выборе нашей компании в качестве регоператора по обращению с ТБО и проформу договора на оказание услуг. Там нет только одной значимой вещи - тарифа. В течение 30 дней с момента опубликования тарифа, который мы ждём уже к концу июня, должны быть расторгнуты договора с теми организациями, которые до этого оказывали услуги по вывозу ТБО, и заключены с нами. Расчёт платы за вывоз коммунальных отходов будет основываться не на площади квартиры, как ранее, а на количестве проживающих. Для примера, в Магнитогорске тариф на одного проживающего в многоквартирном – 87 рублей 50 копеек, и для проживающего в частном дома – 67, 56 руб.