Разработчики генплана впервые выслушали горожан
Замечания и предложения казанцев чиновники и разработчики генплана выслушают с 29 мая по 6 июня на 13 городских площадках. На первые публичные обсуждения, которые прошли сегодня в молодежном центре имени Гайдара, собралось около 350 жителей. Заявки на выступление подали 42 человека, и это, как выяснилось, не рекорд. По словам организаторов мероприятия, 4 июня заявить о своих проблемах с трибуны актового зала в комитете земельных и имущественных отношений изъявили желание 102 активиста. За полтора часа до начала общественных слушаний вестибюль казанского молодежного центра имени А. Гайдара в Соцгороде был забит людьми до отказа. Горожане отпрашивались с работы не только для того, чтобы поддержать активистов, записавшихся на выступления. Нескольким днями раньше распространилась информация о том, что власти могут заполнить зал подставными людьми. В этом случае для групп поддержки просто не окажется мест. Участники слушаний из поселка Борисоглебское вовсю демонстрировали желтые футболки с надписью «Мы не зеленая зона». У многих были заготовлены плакаты, которые они развернут позже, уже во время слушаний. В это же самое время на улице возле центра припарковалась «буханка» с полицейскими. Стражи порядка не спешили выходить из машины… «МЫ ХОТИМ ВОПРОСЫ ЗАДАТЬ, А НЕ СЛУШАТЬ ДОКЛАД!» Перед началом слушаний каждый участник прошел регистрацию. Люди старались как можно быстрее занять места, но кресел всем не хватило. Дополнительно принесли спасительные скамейки и стулья. Тем не менее, многим пришлось наблюдать за происходящим, стоя у стены. На сцене уже обустраивали места для четырех спикеров. Мнение народа готовы были выслушать главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, советник мэра Владимир Фомин, первый замдиректора Института Генплана Москвы Олег Григорьев. Пришел на слушания и глава администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Тимур Алибаев. Его-то публика и встретила плакатами «Нет зеленой зоне в Борисоглебском» и табличками с одним-единственным словом «Против». Жители других поселков тоже не отставали: «Не делайте салмачинских детей бомжами», «Нет сносу домов в жилом массиве Салмачи», «Не отнимайте последнее у стариков», «Нет разрушению наших домов в поселке Карьер!», «Руки прочь от нашей земли». Активистов в желтых футболках с надписью: «Мы не зеленая зона» заметно прибавилось… — Уютный зал, красивые футболки, интеллигентные лица… Я думаю, что те 5 или более часов, которые мы вместе с вами проведем сегодня, обсуждая материалы генплана, позволят нам высказаться всем. Поэтому тот деловой настрой, который был в начале мероприятия, пусть сохранится на все слушания. Всем дадим слово, протокол, видео- и аудиозаписи ведутся. Все ваши предложения будут анализироваться, о результатах вы узнаете в течение месяца, — сообщил модератор слушаний Владимир Фомин и передал слово представителю разработчиков Олегу Григорьеву, полагая, что его доклад снимет некоторые вопросы аудитории. Первый заместитель директора Института Генплана Москвы, как мог, объяснил горожанам, почему новый генплан разрабатывается и принимается раньше положенного срока. Спикер очень подробно разобрал вопросы демографии, ввода жилья, развития транспортной и социальной инфраструктуры, сохранения «зеленых» зон. Множество цифр, графиков, диаграмм, разноцветных карт. Только пришедшим на слушания людям это было не интересно и не нужно. Через 40 минут после начала доклада из зала стали раздаваться реплики: — Мы хотим вопросы задать, а не рассказ ваш слушать, мы все это знаем! — требовали участники мероприятия. — Еще буквально 10-15 минут, и я закончу, — ответил Олег Григорьев и продолжил рассказывать о финансировании проектов генплана. Снова цифры, диаграммы… Создавалось впечатление, будто он хочет оттянуть время до неизбежной сессии вопросов и ответов. «ОСТАВЬТЕ НАМ МЕТРО!» Представитель разработчиков еще не успел завершить свое выступление, а у микрофона, установленного в зале, собралась очередь. Настало время держать ответ перед горожанами. Выводы москвичей о неэффективности метрополитена тронули казанцев до глубины души. Забыв о своих личных проблемах, связанных со сносом дорог, они вступились за подземку. — Почему, если ваша команда декларирует экологический город, вы принципиально против метро в Казани? Я считаю, что ваши выкладки недостаточно обоснованы. Если мы до 2035 года метро не планируем, мы совершаем основную стратегическую ошибку, на которой будут завязаны и остальные, более мелкие ошибки, — высказалась жительница Новой Сосновки Альфия Матурина. Григорьев назвал вопрос хорошим. — С болью в сердце мы сделали свой вывод о том, что не рекомендуем метрополитен для Казани до 2035 года. Подземка — это транспорт, который предназначен для провоза в час пик порядка 45 тысяч пассажиров. Как бы мы ни считали, а мы перебрали массу вариантов по развитию метрополитена, казанская подземка обслуживает в час пик максимум 5 тысяч человек. Метрополитен – это тот транспорт, который перевозит большие объемы и при этом страшно дорогой. Мы его заложили в генплан, заложили зоны, зарезервировали все коридоры. Найдут Татарстан и Россия деньги на строительство подземки — мы будем только счастливы вместе с вами, — ответил разработчик. — Деньги на снос домов, на их выкуп по рыночной стоимости у вас есть, а на метро нет, — выкрикнули из зала. — Во-первых, в Новой Сосновке дома сноситься не будут. Во-вторых, сегодня Казань не ездит на метро, к сожалению, — вступил в дискуссию Олег Григорьев.— Вы в казанское метро в час пик не спускаетесь и не знаете реальной ситуации. В это время подземка забита. Полагаю, что вопрос о метро должен быть внесен в протокол слушаний первым, — настаивала Альфия. Доводы московского эксперта о развитии метрополитена в столице Татарстана, похоже, никому из присутствующих не показались убедительными. КАДЫШЕВО: СНОСИТЬ НЕ БУДУТ, СТРОИТЬ НЕ ДАДУТ Жительница поселка Кадышево Ольга Рязанова сообщила, что часть домов в населенном пункте расположена в зоне, где из-за газопровода запрещено строительство. Люди интересуются, будут ли сносить их дома и можно ли строить новые, если снос не предполагается. — Новые дома строить однозначно нельзя. Сносить завтра вас никто не собирается, — ответил Олег Григорьев — Реально могут снести наши дома? — все же переспросила спикера Ольга Рязанова. Зал зашумел, и в дело пришлось вмешаться советнику мэра Владимиру Фомину. — Олег Дмитриевич, осторожно, ведь наболевшее у людей…Вы отвечаете: завтра — нет. А что будет послезавтра? Кто в прошлом году смотрел трансляцию прямой линии Путина с населением? Вопрос, аналогичный вашему, был задан. В России 167 тыс. км трубопроводов образовали особые зоны, куда попали многие дома. Глава государства призвал оставить все, что было построено в этих зонах. После этого «Газпром» перестал обращаться в суды о сносе, успокоились все контролирующие органы. Но новое строительство невозможно, — пояснил Фомин. Аудитория поаплодировала объяснениям советника мэра.КАРЬЕР УДАЛОСЬ ОТСТОЯТЬ В этот многострадальный поселок за последний месяц еще не приходило ни одной хорошей новости, связанной с проектом нового генплана. Кто бы из разработчиков нового градостроительного документа или чиновников ни выступал, обязательно говорил, что ради будущей дороги в поселке снесут ряд домов. Ляля Идрисова, проживающая в Карьере, обратилась к разработчикам с просьбой разработать альтернативный проект автомагистрали. — Поселок Карьер уже много лет существует с проектом дороги. В генпланах Казани 1969 и 2007 годов она есть. Трасса никуда не девалась, вы всегда жили с этим дамокловым мечом, занесенным над головами. Мы старались при малейшей возможности уйти от застройки, пройти другими путями. Сегодня мы рассматриваем вариант обхода, когда у нас под снос попадают несколько дач и 1-2 дома у рынка стройматериалов. Дорога обойдет территорию Карьера, ни один дом в поселке снесен не будет, — сообщил Олег Григорьев.Чувствовалось, что московский эксперт подготовился к слушаниям хорошо и козырей у него немало. Взяв слово, Константин Ильин из поселка Нагорный раскритиковал проект генплана. По его словам, новый градостроительный документ защищает интересы не жителей, а строительных фирм. В этот момент из зала стали слышны призывы прекратить сессию вопросов и ответов и перейти к выступлениям тех, кто заранее записался. Этот формат не предполагал каких-либо комментариев или ответов со стороны администрации города или разработчиков генплана. Все предложения граждан фиксировал секретариат. В дальнейшем их обещали детально разобрать. На том и порешили.СПАСТИ БОРИСОГЛЕБСКОЕ На сцену бодро вышел представитель инициативной группы жителей поселка Борисоглебское, представившийся Маратом. Тотчас же встали со своих мест все активисты в желтых футболках с надписью «Мы не зеленая зона». Поддержка на общественных слушаниях у Марата была немаленькая.— Я представляю жителей улицы Шоссейной. У нас сложилась такая ситуация. На сегодняшний день около 130 домов включены в зону 430 — санитарно-защитную территорию под озеленение, где запрещено любое жилищное строительство. Собственники земли поделились на три категории. У первой были участки с разрешенным использованием под ИЖС в зоне Ж2 (малоэтажное и коттеджное строительство). Сейчас они попадают в зону 430, хотя согласования по большинству из них были выданы в администрации аэродрома. Вторая категория жителей, согласно действующему генплану, оказалась в коммунально-складской зоне. На этих земельных участках с разрешенным использованием под ИЖС Казанский авиационный завод (КАЗ) также согласовал строительство. И третья категория жителей, чьи участки с разрешенным использованием ИЖС находятся в коммунально-складской зоне, не получила согласование. В связи с этим у нас возникает недопонимание. Многие брали ипотечные кредиты для покупки недвижимости, некоторые жители использовали материнский капитал. А как быть тем, у кого земельные участки не застроены? — задал вопрос Марат. Владимир Фомин сообщил, что будет участвовать в решении вопросов жителей Борисоглебского, оказавшихся в непростой ситуации. — У авиационного завода очень мудрые руководители, правда, всегда осторожничают. От них тоже кое-что зависит при разработке проекта генплана. После 6 июня, когда закончатся общественные слушания, я возглавлю переговоры с вашей инициативной группой, с разработчиками, с представителями КАЗ, с руководством района. Все документы передайте моему помощнику, — предложил помощник мэра Казани.ДАЙТЕ ШКОЛЫ И ДЕТСКИЕ САДЫ! Как сообщил на общественных слушаниях житель Приволжского района Казани Ильхам Шигараев, в жилых массивах Старые Горки, Воскресенский, Калининский, Первомайский отсутствуют объекты образования: детские сады и школы. Кроме того, в примыкающих кварталах имеется острая нехватка объектов дошкольного образования шаговой доступности. — Твердая позиция жителей — получить от города на данной территории дошкольное учреждение — полностью согласуется с Градостроительным кодексом РФ. «Назначение территорий при территориальном планировании должно определяться в целях устойчивого развития территорий, развития социальной инфраструктуры шаговой доступности и обеспечения учета интересов местных жителей», — говорится в документе. Нам не нужны детские сады в Советском районе или в «Солнечном городе», куда уже сегодня жители возят своих детей, — отметил Ильхам Шигараев.НАГОРНЫЙ VS ДЕРБЫШКИ Из 42 человек, заранее записавшихся для выступления на первых общественных слушаниях, на сцену вышли не больше 20 человек. Остальные, скорее всего, в результате выступлений спикеров и активистов получили ответы на свои вопросы. Уже в конце слушаний возобновилась сессия вопросов и ответов. Продолжение получила тема сноса от 30 до 50 домов и вырубки 5 тысяч деревьев в поселке Нагорный из-за проекта новой автотрассы. — Дорога эта проходит в основном параллельно М7, буквально в нескольких километрах от нее. Каково экономическое обоснование целесообразности будущей магистрали? И второй вопрос: рассматривались ли другие варианты? Как мы видим, дорога именно перед нашим поселком уходит на юг, то есть огибает поселок Дербышки с юга. Не рассматривался ли вопрос прохождения ее севернее? Общее расстояние этого участка, скорее всего, не изменится, но при этом наверняка будет затронуто меньше домов, — обратился к разработчикам генплана представитель инициативной группы жителей Нагорного Тимур Саитов. По словам Олега Григорьева, рассматривались все варианты, включая и тот, который предложил активист. «Но, как вы понимаете, хрен редьки не слаще. Либо мы отрезаем от Березовой рощи Дербышки, либо Нагорный», — сообщил московский эксперт.— Нет, не по лесу я имею в виду, а проложить эту дорогу ближе к М7, — уточнил Тимур. — Тогда без очень существенного сноса в самих Дербышках не обойтись. Либо мы сносим несколько жилых строений в Нагорном, либо 150 домов в Дербышках. Вот какая дилемма. Дорога нам в любом случае нужна. Сами обсуждаем, какое из решений лучше. Ваше мнение будет зафиксировано, — пообещал Олег Григорьев. Общественные слушания завершились. Разработчики генплана и чиновники впервые выслушали горожан. Только будут ли учтены мнения жителей? Борис Кудряшов.