Технологический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и послепечатных технологиях: Индустрия 4.0»
PrintPromotion с 2006 года проводит конференции в России. Главной задачей компании является продвижение современных разработок немецких компаний по всему миру. Основным лейтмотивом симпозиума звучала тема Индустрии 4.0. С приветственным словом, открывшим мероприятие, выступил Генеральный директор СЕО PrintPromotion Доктор Маркус Хееринг. Он особенно отметил значение новейших технологий для полиграфии и печатной промышленности, обратив внимание присутствующих на то, что в последние годы эта отрасль была глубоко дигитализирована, причем речь идет не только о цифровой печати, но и об оцифровании рабочего процесса в целом на всех его этапах. Докладчик отметил также, что сокращение этапов производства и возможность объединить все шаги позволят добиться успеха в отрасли в современных условиях. Так или иначе, в ходе мероприятия каждый доклад касался этого аспекта, представители компаний поделились опытом решения озвученных задач в рамках своей работы. О ситуации на современном полиграфическом рынке рассказал президент Международной ассоциации полиграфистов России Борис Кузьмин, который подчеркнул, насколько важно познакомиться с работой зарубежных коллег, особенно в условиях, когда отечественная полиграфия полностью импортозависима. Доклад имел особое значение еще и с той точки зрения, что в нашей стране полностью отсутствует какая бы то ни было статистическая информация о состоянии полиграфии и ее месте в российской экономике. Следуя примеру американских коллег, не так давно представивших документ о состоянии полиграфии в США, Б. Кузьмин предложил рассмотреть проблемы отрасли и ее основные тенденции с точки зрения макроэкономической ситуации в стране. Прогнозы развития российской экономики на ближайшие годы достаточно позитивные: бюджет направлен на восстановление положительной динамики ВВП, оживление потребительского спроса, поддержку инвестиций, кредитование малого и среднего бизнеса и т.п. В то же время, докладчик отмечает: «Современное полиграфическое производство давно не входит в число приоритетных проектов развития экономики страны, но в силу своей специфики сохраняет определенную значимость в экономическом пространстве». Были названы основные тенденции: изменение структуры – разделение отрасли на издательское дело и полиграфию; влияние макроэкономических процессов; внедрение цифровых технологий; замещение печатной продукции; развитие бутиковой полиграфии, обращенной к конкретному потребителю и его обслуживанию; упаковка как один из растущих сегментов рынка полиграфических услуг. Полиграфия в российской экономике занимает около одного процента и специалистами МАП оценивается в 8-9 млрд долларов США, точных статистических данных нет. По структуре продукция технического назначении для других отраслей доминирует. Наиболее кризисный сектор – газетное производство. Новая и динамично развивающаяся отрасль в последние 20 лет – упаковка. Президент МАП отметил также, что инвестиции всегда был основой полиграфии, в этой части даже в кризисные годы отрасль сохраняла конкурентоспособность. Особенно было отмечено и то, что сейчас российскими компаниями в основном приобретаются цифровые печатные машины. Краткую характеристику упаковочного рынка привел Президент Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко, напомнив, что этот рынок развивается, и отечественное производство упаковки растет высокими темпами. Обозначил две основные тенденции – оптимизация затрат на упаковку в пищевой промышленности и рост качества упаковочной продукции, обусловленный высокой конкуренцией, что приводит к применению новых печатных и отделочных процессов. «Совместить две эти тенденции можно с использованием цифровых передовых технологий, что как раз характеризует требования индустрии 4.0 в отношении упаковки», - отмечает А. Бойко. Первым из представителей компаний-производителей выступил Сергей Слободчиков, фирма Heidelberg. В начале своего выступления он привел мировые цифры полиграфической промышленности: по оценкам компании, объем производства полиграфической продукции в мире составляет порядка 400 млрд евро в год, оборудование – примерно по 2,5 млрд на листовой офсет и цифровое оборудование, 1,3 млрд – сервисные услуги и 8 млрд евро – расходные материалы. Было отмечено серьезное увеличение в области упаковки, которая, в свою очередь, становится более индивидуальной и интересной. Докладчик подчеркнул, насколько важна автоматизация на сегодняшний день и рассказал, какие решения предлагает компания, чтобы не отставать от требований современного рынка. Для Heidelberg цифровая трансформация – это целый комплекс, включающий в себя не только оборудование, расходные материалы и сервис, но, в том числе, обучение и консалтинг. На примере одной из типографий С. Слободчиков показал, как может быть реализована новая цифровая бизнес-модель. Современное оборудование этой компании уже установлено на некоторых российских предприятиях. Об автоматических решениях для премиальной упаковки из твердого картона рассказал Денис Яничев (Siko – официальный представитель компании Kolbus). Компания Kolbus предлагает уникальное на рынке решение, позволяющее выпускать упаковку из твердого картона полностью в автоматическом режиме. Речь здесь идет о самой разнообразной упаковке: папки и коробки с магнитным замком, коробки с жестким вкладышем, футляры с выдвижным вкладышем, сборная коробка на магнитных замках и проч. Дизайн упаковки ничем не ограничен. Д. Яничев более подробно рассказал о технологических процессах от раскроя картона до отделки, подчеркнул гибкость машин с точки зрения технологии и наладки, экономическую эффективность производства, возможность работать как с малыми, так и с большими тиражами. Отметил, что автоматическое производство позволяет добиться точности сборки и высоких пользовательских характеристик. Докладчик также обратил внимание присутствующих на экологическое преимущество картона перед полимерной упаковкой. Ахим Курек и Татьяна Климова (технический директор «ОктоПринт») представили машины для производства люксового продукта компании H.C.MOOG. Докладчики назвали свое оборудование экзотическим продуктом, который реально позволяет оптимизировать многие процессы типографии. Сейчас компания способствует его внедрению на российский рынок. Все машины собираются в Германии, и на мировом рынке почти не имеют конкурентов, производящих листовые машины глубокой печати для создания упаковки премиального класса. Т. Климова особо отметила рентабельность производства на малых и средних тиражах при изготовлении люксовой упаковки: при использовании специализированных материалов на машинах MOOG себестоимость конечного продукта вырастает незначительно – на 8-15%, при этом цена для покупателей увеличивается в три раза. Докладчики представили интересное исследование Ассоциации глубокой печати о том, как рынок глубокой печати зависит от региона. Например, в Японии упаковка – целое искусство, Азия любит серебро, золото, перламутровые лаки и т.п., обе эти страны славятся скрупулезным подходом к упаковке. Именно поэтому здесь силен сегмент глубокой печати. В Северной и Южной Америке ее гораздо меньше, так как упаковка производится более массово, однако, как заметили представители компании, в последнее время и здесь можно наблюдать оживление. Что касается Европы, то рынок здесь разделился поровну – по 50% на глубокую и флексо печать. О преимуществах офсетной ультрафиолетовой печати рассказал Жан-Филиппа Фурнье, компания IST METZ. К таким преимуществам он отнес высокую скорость печати, возможность моментально приступать к постпечатной обработке, возможность печати на невпитывающих поверхностях. Описав технологические процессы, Ж.-Ф. Фурнье более подробно остановился на экономическом аспекте вопроса. Как правило, в переходе от традиционной печати к УФ-технологиям руководителей компаний пугает высокая стоимость расходных материалов. Докладчиком была приведена таблица расчетов: несмотря на то, что краски для УФ-печати в среднем стоят на 200% дороже обычных, на практике дополнительные расходы в случае с обычной печатью и более низкий расход УФ-красок (на 25%)полностью снимают вопрос разницы стоимости. «Наличие УФ-технологий на производстве повысит конкурентоспособность любой компании, так как она будет соответствовать всем требованиям современного рынка», - заявляет Фурнье. Докладчик обозначил важный фактор – с точки зрения воздействия на окружающую среду УФ-технологии более безвредны: в красках отсутствуют растворители, а в печатном процессе не используется порошок. Представители компании Leonard Kurz Рольф Шмидтке и Елена Лисиченко не просто рассказали, но и наглядно показали, чего можно добиться в сфере печати упаковки и этикетки при помощи современных технологий, а именно нанесения фольгирования в цифровом процессе, как добиться 3D эффекта при помощи печати. Мартин Хемпель, Томас Кунст (компания Kama) представили доклад об оборудовании для перфорирования и клейки. Презентация «От Индустрии 4.0 к финишной отделке 4.0» была продемонстрирована компанией Muller Martini. Глеб Самойлов, директор по продажам «Мюллер Мартини РУ» рассказал о новой системе автоматизации «Finishing 4.0», а также о новом оборудовании компании – машинах Muller Martini Alegro, Diamant, Ventura, программном обеспечении Connex. Федор Смирнов рассказал об актуальных полиграфических решениях от компании Koenig & Bauer На симпозиуме были представлены самые разные компании, каждая из которых предлагает ряд своих собственных решений для полиграфистов, позволяет справляться с самыми сложными техническими задачами, при этом очевидно, что все участники полиграфического рынка движутся примерно в одном направлении, и вектор задает Индустрия 4.0.