Италия добивает ЕС
Кажется, один из самых затяжных в Италии политических кризисов завершился. Напомню, что 4 марта нынешнего года в Италии прошли парламентские выборы, которые привели к серьезным изменениям в расстановке политических сил в стране. Политическое движение «Пять звезд», основанное в 2009 году популярным комиком Беппе Грилло, до недавнего времени многими как в Италии, так и за ее пределами воспринималось как эпатажное, популистское и маргинальное. Однако партия «Пять звезд» неожиданно на прошедших выборах получила почти треть голосов. Оппозиционные партии «Лига Севера», «Вперед, Италия» и «Братья Италии» набрала 37 процентов. Правящая Демократическая партия, находившаяся у руля власти на протяжении последних пяти лет, проиграла. Возникла ситуация, при которой никому не удалось получить правящее большинство. Начались длительные и непростые переговоры между лидерами упомянутых выше четырех правоцентристских партий. В конечном счете, сложилась коалиция «Пяти звезд» и «Лиги Севера». Почти через три месяца после выборов (в третьей декаде мая) двумя партиями был согласован состав коалиционного правительства. На пост премьера была предложена кандидатура известного евроскептика 54-летнего юриста Джузеппе Конте. Состав нового правительства в Италии утверждает президент страны. Однако неожиданно нынешний президент Серджо Маттарелла «забраковал» одну из кандидатур будущего кабинета министров. А именно - кандидатуру 81-летнего экономиста Паоло Савоны, которую выдвинула «Лига Севера» на пост министра экономики и финансов. Маттареллу не устроило чрезмерно негативное отношение Савоны к евроинтеграции и его призывы к выходу Италии из еврозоны. Вот как прокомментировал отвод кандидатуры Савоны итальянский президент: «Я дал знать политическим лидерам и профессору Конте, что обратил бы внимание на некоторые министерские портфели. Мне должен был быть представлен список, который я должен был подписать. В этих случаях президент выполняет роль гаранта и не может поддаваться давлению, я одобрил всех, кроме того, кто выступает за выход из еврозоны». Эксперты отмечают, что «отвод» кандидатуры Савоны не был личным решением итальянского президента, он его согласовывал с Брюсселем (Европейским союзом) и Берлином (Ангелой Меркель). В Брюсселе и Берлине прекрасно понимали, что Савона может стать той самой «миной замедленного действия», которая взорвет Евросоюз. 27 мая, когда Маттарела отвел кандидатуру Савоны, возникла патовая ситуация. Джузеппе Конте заявил, что он отказывается от поста премьера. Ответной реакцией президента страны было заявление о том, что будет сформировано так называемое «техническое правительство» во главе с Карло Коттарелли, бывшим чиновником Международного валютного фонда. В свою очередь правоцентристы заявили, что они заблокируют в парламенте кандидатуру «технического» премьера. Выход из этой патовой ситуации политики видели лишь в проведении новых парламентских выборов. В итальянские СМИ даже просочилась информация о том, что дата выборов уже согласована, они будут проводиться в начале сентября. Лидера «Лиги Севера» Маттео Сальвини и некоторых политиков из других правоцентристских партий такой сценарий не смущал, ибо они рассчитывали на сентябрьских выборах даже усилить свои позиции. Но, судя по всему, такой сценарий пугал еврочиновников из Брюсселя. Эксперты предполагают, что в последних числах мая проходили напряженные закулисные консультации для того, чтобы дело не дошло до политического кризиса и новых выборов. В поиске компромисса был заинтересован и президент Италии Серджо Маттарелла, т.к. складывавшаяся ситуация давала возможность его оппонентам начать процедуру импичмента. Рано утром 1 июня стало известно, что компромисс найден и президент Италии утвердил состав правительства. Накануне в четверг вечером кандидат на пост «технического» премьера Карло Коттарелли прибыл в президентский дворец и заявил о своем отказе от сделанного ему предложения. Серджо Маттарелла принял отказ и тут же заявил, что утверждает состав нового правительства во главе с Джузеппе Конте и всеми кандидатурами министров. По сравнению с предыдущим списком, поданным президенту 27 мая, в нем имеются некоторые изменения. Главное из них – на пост министра экономики и финансов вместо Савоны предложена кандидатура профессора политической экономии римского университета «Тор Вергата» Джованни Триа. О личности нового кандидата пока известно немного. Триа имеет опыт работы консультантом в итальянском Минфине, МИДе и Всемирном банке. Хотя Триа – евроскептик и жестко критикует экономическую политику Брюсселя и денежно-кредитную политику Европейского центрального банка, однако заявлений о выходе Италии из еврозоны и отказе от евро никогда не делал. Впрочем, правящая коалиция полностью Савону не «сдала». Он остался в кабинете, ему предложена должность министра по делам Евросоюза. Конечно, пост министра экономики и финансов более весомый, но, как отмечают эксперты, министерство по делам Евросоюза под руководством Савоны может лишить Брюссель сна и покоя. Лидер партии «Лига Севера» Маттео Сальвини займет пост министра внутренних дел, что позволит ему заняться проблемой нелегальных иммигрантов. Напомню, что именно тема нелегальной иммиграции стала ключевой в деятельности руководимой им партии. Именно она позволила так быстро этой партии выйти на орбиту большой политики и прорваться в парламент. Лидер партии «Пять звезд» Ди Майо встанет во главе объединенного министерства труда и экономического развития. Социальная защита граждан – ключевая в деятельности «Пяти звезд». Ди Майо будет противодействовать политике Брюсселя по жесткой экономии в странах Евросоюза. В своих предвыборных обещаниях Ди Майо сделал упор на увеличении социальных пособий итальянцам и собирается их выполнять. Помимо министерских портфелей Ди Майо и Сальвини получат статус вице-премьеров. Эксперты полагают, что в новом правительстве Джузеппе Конте будет лишь номинальным премьер-министром, а реальную политику будут проводить его два заместителя. Коротко о некоторых других министрах в новом кабинете. Во главе МИДа Италии встанет Энцо Моаверо-Миланези, он работал в правительстве в период 2011-2014 гг., занимая пост министра по европейским делам. Его никак не причислишь к радикальным евроскептикам. Он в течение 20 лет работал в штате Еврокомиссии, получил прочную закваску еврочиновника. Брюссель очень рассчитывает на этого министра, который явно не склонен к тому, чтобы Италия вышла из ЕС и еврозоны. Главой Минобороны станет Элизабетта Трента от партии «Движения пяти звезд». Находилась на должностях советника в МИД Италии, Министерстве обороны, ООН. Специалист по военным конфликтам. Многократно бывала в командировках в разных «горячих» точках мира – Ираке, Ливане, Ливии. На должность главы Министерства культуры определен Альберто Бонисоли, представитель «Движения пяти звезд», директор Миланской новой академии изящных искусств. В полностью обновившийся состав правительства вошло девять представителей «Движения пяти звезд», шесть из партии «Лига Севера» и трое беспартийных специалистов. Всего 18 должностей, из них, между прочим, пять - женщины. Ожидается, что обсуждение и голосование в парламенте по вопросу о доверии правительству Конте состоится в начале следующей недели. Завершающим аккордом вступления нового правительства во власть станет визит нового премьера Джузеппе Конте в правительственный дворец Киджи, чтобы принять полномочия у своего предшественника Паоло Джентилони. По традиции экс-премьер передаст ему колокольчик, при помощи которого глава кабинета открывает и закрывает заседания правительства. Подытоживая события последних трех месяцев в Италии, можно сказать однозначно: евроскептики не только резко усилили свои позиции, но и стали решающей политической силой в стране. Ожидали, что в 2017 году такой победы удастся добиться евроскептикам на выборах в Австрии, Франции, Нидерландах. Однако не получилось. А вот Италия оказалась самым слабым для евро-интеграторов звеном в Евросоюзе. От своих предвыборных обещаний правящая коалиция партий «Движения пяти звезд» и «Лига Севера» отказываться не собирается. Более того, у нее есть немало единомышленников среди двух других политических правоцентристских партий, прошедших в парламент («Вперед, Италия» и «Братья Италии»). Напомню, что в мае коалиция согласовала программу своих действий из тридцати пунктов. Никаких изменений она в ходе политического обострения последних дней мая не претерпела. Уже после одобрения президентом нового правительства Джузеппе Конте и лидеры двух партий подтвердили, что будут последовательно и настойчиво проводить программу в жизнь. Среди пунктов программы значатся такие, как отмена антироссийских санкций, выстраивание стратегических отношений с Москвой, пресечение нелегальной иммиграции, усиление социального обеспечения граждан, пересмотр ряда европейских соглашений и отношений с Брюсселем. Остановлюсь на последнем из названных пунктов. Коалиция через посредство нового правительства планирует предъявить Брюсселю два важнейших требования: 1) списать с Италии 250 млрд. евро (почти 300 млрд. долл. США) долга перед Европейским центральным банком; 2) отменить для Италии бюджетно-финансовые ограничения, которые были установлены еще Маастрихтским соглашением 1992 года (по предельной величине дефицита бюджета, по уровню долга, по процентным ставкам государственных долговых бумаг и т.д.) и которые де-факто уже давно перестали соблюдаться Италией и рядом стран ЕС. Отказ от выполнения Брюсселем требований Рима неизбежно приведет к выходу Италии из еврозоны. А ведь Италия – третья по экономическому потенциалу страны в еврозоне (всего там 19 государств) после Германии и Франции. Некоторые эксперты пытаются доказать, что, мол, ничего страшного не произойдет. Из еврозоны Италия выйдет, но ведь в Европейском союзе она останется. Но режим и дисциплина в рамках Европейского союза намного более либеральны, чем в еврозоне. Многие решения и директивы Европейского союза Рим уже выполняет спустя рукава или вообще не выполняет. По своим последствиям выход Италии из еврозоны может оказаться даже более разрушительным, чем выход Великобритании из Европейского союза (она, как известно, в еврозоне не была). Согласие Брюсселя на выполнение требований Рима не менее опасно, чем отказ. Что касается Маастрихтских соглашений, то их уже давно никто не выполняет. Из 19 стран, входящих в еврозону, нормативы выполняют лишь единицы. Так, предельный уровень суверенного долга устанавливается в размере 60% ВВП. А в Европейском союзе (всего 28 государств), между прочим, по данным Евростата, на сегодняшний день средний показатель суверенного долга уже составляет 81,6%. А в еврозоне он еще выше – 86,7%. Даже у хваленой Германии, «локомотива» европейской интеграции, этот показатель уже несколько лет держится на уровне 70%. Уже не приходится говорить о странах южной Европы. Та же Италия в конце прошлого года имела показатель, равный почти 132% (второе место от конца после Греции). Третье место от конца заняла Португалия с показателем 125,7%. У Испании и Франции относительный уровень суверенного долга приблизился вплотную к 100%. Итак, новое правительство Италии будет требовать от Брюсселя лишь признания того, что Маастрихтские соглашения уже давно превратились в макулатуру. Признать это еврочиновникам тяжело, почти невозможно. Ведь такое признание означает, что евроинтеграция уже давно осуществляется вне правового поля. Что, строго говоря, из Европейского союза или, по крайней мере, еврозоны, надо исключить хронических нарушителей. А кто же тогда останется в единой Европе? Вот список стран, которые получили положительную оценку согласно критериям Маастрихтским критериям: Эстония, Люксембург, Болгария, Чехия, Румыния, Дания. По ряду других не очень значимых стран уже есть вопросы. А вот Германию, Францию, Италию, Испанию точно надо исключать за «неуспеваемость». Требования Рима к Брюсселю подобны ультиматуму ученика, который согласен продолжать обучение в школе, но при этом не получать оценок. Очевидно, что при такой постановке вопроса ставится под вопрос необходимость и учителей, и директора школы. А что значит списать итальянский долг на сумму 250 млрд. евро? Это гигантская сумма, примерно равная той помощи, которую получила Греция с начала текущего десятилетия в виде реструктуризации ее суверенного долга и кредитов из фондов ESM (Европейский стабилизационный механизм) и Международного валютного фонда. При этом, между прочим, никакого радикального оздоровления греческой экономики так и не произошло. Уровень суверенного долга как держался у Греции на планке 170% ВВП, так и остается на этом уровне. Как говорится, «Боливар не выдержит двоих». На Италию денег уже нет. О каких 250 млрд. евро может идти речь, когда Брюссель не знает, как закрыть «дыру» в бюджете ЕС, образовавшуюся после выхода Великобритании из Евросоюза? «Дыра» оценивается в 7 млрд. евро (разница между взносами Великобритании и суммами, которые она получала из евро-бюджета). Думаю, что упомянутые выше требования нового итальянского правительства уже лишили еврочиновников из Брюсселя сна и покоя. Европейскому союзу фактически поставлен ультиматум. Два возможных варианта реагирования Брюсселя на этот ультиматум одинаково плохи для евро-интеграторов.