Михаил Дубин: миссия ЦРПТ - вместе с бизнесом находить удобные решения для маркировки

- Михаил, на ПМЭФ вы представили бренд единой национальной системы цифровой маркировки "Честный знак". Расскажите о бренде и о целях его запуска - В системе маркировки и прослеживаемости, которую мы создаем, крайне важную роль играет реализация механизмов общественного контроля. Нужно понимать, что маркировка нужна для прослеживаемости, чтобы потребитель, бизнес и государство понимали, что это за продукция. Это тот контрольный механизм, который требуется, чтобы все работало. В каждой отрасли существуют механизмы регулирования, контрольно-надзорная деятельность, но для того, чтобы эти инструменты оказывали максимальный эффект, необходимо привлекать потребителей. Мы даем эту возможность, предоставляя потребителю цифровой код, который можно просканировать с помощью мобильного устройства. Для того чтобы стать ближе и понятнее потребителю мы запустили бренд "Честный знак". - Как будет работать этот механизм "потребительского контроля" и какие IT-решения готовите? - Потребитель сможет через единую точку входа проверить маркировку любого товара и убедиться, насколько товар подлинный. Но на этом все не заканчивается. Есть группа товаров, допустим, детское питание или лекарственные препараты, где подлинность препаратов действительно очень сильно волнует потребителя. В то же время, есть группы товаров, по которым цена является достаточно значимым фактором, чтобы потребитель закрыл глаза на легальность происхождения. Для стимулирования второй группы мы вводим геймификацию. Потребитель сможет не только сканировать цифровой код на упаковке и узнавать, хороший товар он приобрёл или плохой, но и получать за это определенные "плюшки", вплоть до прямого кэшбека. Сейчас эти механизмы находятся в разработке, для принятия финального решения мы будем проводить, в том числе, фокус-группы, чтобы лучше понимать и предлагать потребителю то, что ему нужно. - Предположим, я просканировала код и понимаю, что он поддельный. Я его на полку кладу? - Все гораздо интереснее. На платформе "Честный знак" также можно будет оставить жалобу на фальсифицированный товар. На практике это будет реализовано следующим образом – мобильное приложение, в котором вы просканировали цифровой код, подскажет, легальный товар или нет. Если товар нелегальный, то вы сможете "пожаловаться". Если вы зарегистрированы в "Честном знаке", то жалоба будет оформлена как официальная. Безусловно, некоторые аспекты в этом вопросе нужно будет прорабатывать с профильными ведомствами, в том числе с Роспотребнадзором. Но, тем не менее, если аналогичный механизм работает в Москве в проекте "Активный гражданин", то почему нашему не работать в масштабах всей страны? Мы стремимся привлечь потребителя, сделать из него активного участника системы, стремимся развернуть систему к нему лицом, поэтому и создаем этот потребительский знак. Приведу пример - проведение игр, аналогичных игре "Найди покемона". Мы считаем, что для определенных товарных групп и сегментов это может быть крайне интересно. Так мы можем еще больше приблизиться к сегменту массового потребления. - Когда может появиться такое приложение и будет ли оно монетизироваться? - Не позднее, чем будет запущена официальная маркировка по группам товаров. Думаю, что это произойдет в конце этого или в начале следующего года. Приложение бесплатное, соответственно, монетизация возможна только косвенно, например, посредством проведения маркетинговых акций. - Какие товары, в первую очередь, можно будет проверить с помощью приложения и какую получить информацию? - Все зависит, в первую очередь, от желания участников рынка. Например, просканировав код лекарства, можно будет подгрузить инструкцию, как принимать это лекарство. Мы предлагаем b2b сервис, то есть просто даем точку доступа, а каким будет этот сервис, решат сами компании. Скорее всего, мы даже сможем проводить с помощью этого инструмента маркетинговые акции. Таким образом мы сможем, например, проводить лотереи и розыгрыши, в которых сможет принять участие потребитель, просканировавший код. - Сейчас обязательная маркировка действует в отношении шуб и фармацевтических средств, в табачном сегменте она проходит в экспериментальном режиме. В каких еще, на ваш взгляд, сегментах может быть в ближайшее время внедрена маркировка? - В ближайшее время в России начнут маркировать обувь, далее к процессу будет подключена легкая промышленность, в первую очередь одежда. В этом сегменте действуют схожие бизнес-процессы с обувной отраслью, поэтому внедрение маркировки не станет сложностью. - Будут ли маркироваться продукты питания? - На Петербургском форуме мы подписали соглашение с компанией Danone. Партнеры пришли в Центр развития перспективных технологий и сказали, что хотят работать с нашей системой и не будут ждать каких-то решений и распоряжений. Мы начнем наше сотрудничество с молока и надеемся продемонстрировать участникам рынка и регуляторам, что наше решение эффективно работает и является привлекательным. - У разных групп товаров есть разные технологические особенности. Хватает ли у центра мощностей для перехода на новые категории товаров и не потребуется ли перенастройка системы? - Для того чтобы это понять, в каждой категории мы сначала проводим пилот-эксперимент, в рамках которого мы подстраиваемся под технологию и бизнес-процессы отрасли. Говорить о том, что к новой отрасли удается адаптироваться моментально, нельзя. Обычно это занимает от 6 до 12 месяцев. При этом эксперименты с внедрением маркировки в разных отраслях необязательно должны идти последовательно, они могут идти и параллельно. Нам крайне важно привлечь на свою сторону существенную часть участников рынка, а для этого нужно провести большую просветительскую работу и объяснить, в чем польза маркировки. В том числе для этого будет создан совместно с Калужским фармацевтическим кластером учебный центр, соглашение по этой большой работе мы также подписали на ПМЭФе. - Есть ли у компаний кластера планы по покупке вашего оборудования на ближайший период? - Мы ведем разговор со многими компаниями. У многих, если не сказать у большинства, есть тендерный процесс, поэтому на их решение мы никак не можем влиять другими способами, кроме соответствия техническим условиям и цене. - Сколько составляют затраты производителей при внедрении маркировки в отрасли? - Затраты есть затраты. Сказать о том, что это делается бесплатно, было бы неправдой. Но выгоды, которые получит бизнес, перевешивают затраты, и это крайне важный тезис. Когда бизнес понимает, что он получает возможность принципиально другого маркетинга, возможность получения доступа к данным, увеличения своей доли рынка, то эти стартовые затраты начинают восприниматься совершенно по-другому. Если говорить о конкретных объемах, то на этапе запуска системы требуется установить оборудование, которое наносит коды, если у производителя такого оборудования еще нет. Стоимость не унифицирована для разных групп товаров, но могу привести пример фармацевтической отрасти. Установка доступной, низкопроизводительной линии по маркировке обходится производителю в 3-5 млн рублей, установка высокопроизводительной линии – в 7-14 млн рублей. Но для расчета, конечно, нужен анализ потребностей производителя и поиск способов минимизации затрат, и в этом мы готовы помочь. Тут же на форуме вместе с Российским фондом прямых инвестиций и швейцарской компанией Sicpa подписали соглашение о создании компании ТрекМарк. Именно она возьмет на себя заботу об участниках рынка с точки зрения "железа", ПО и обучения. - Итак, средства на внедрение маркировки все равно требуются. Как это может отразиться на конечной стоимости для потребителя? - Есть два типа факторов, влияющих на конечную стоимость товара. Есть факторы, которые поднимают ее вверх, к ним относятся установка оборудования, плата за внедрение кода и так далее. Но есть и факторы, которые позволят эту цену опускать вниз. После внедрения маркировки, у существующих участников вырастет доля рынка и увеличится маржа. Кроме того, доступность информации о том, что с товаром происходит и где он находится, позволит сократить оборотный капитал, маркетинговые акции позволят повысить спрос на товар. Именно поэтому вопрос конкретного производителя о том, перекладывать свои первичные затраты на маркировку в цену для потребителя или нет, остается за ним. - Вы упомянули, что подписали соглашение с Калужским фармацевтическим кластером. Почему так важна экспертиза бизнеса в реализации проектов по маркировке? - Мы видим свою миссию в том, чтобы приходить к бизнесу, и, разговаривая на одном языке, находить удобные и востребованные решения. Нам нужны такие решения, чтобы бизнес с минимальными затратами – речь не только про деньги, но и про любые изменения, существенно требующие ресурсов, – мог это внедрить, и быстро. При переходе на новую модель работы с маркировкой, мы стараемся по-максимуму выстраивать механизм вокруг уже существующих на предприятии процессов; существующего документооборота. Такая схема сотрудничества намного лучше, чем просто придумать за кого-то, что его рынок должен работать по новым принципам и правилам

Михаил Дубин: миссия ЦРПТ - вместе с бизнесом находить удобные решения для маркировки
© ТАСС