В Татарстане поругались из-за изучения языка: «Попахивает геноцидом»
Госсовет Татарстана выступил против принятия Госдумой законопроекта о добровольном изучении родных и государственных языков республик. По мнению депутатов, федеральная инициатива накладывает санкции на региональные языки и является попыткой создать «моногосударство». Парламентарии согласились, что вопрос требует обсуждения. В ходе совещания татарский парламентарий Рафаэль Юнусов заявил, что от законопроекта «попахивает геноцидом» и увидел в нем попытку «разбалансировать ситуацию в стране». В свою очередь, депутат Татьяна Воропаева пожаловалась, что приезжая в сельскую местность не имеет возможности обращаться «к дояркам и механизаторам, поздравить их с праздником на родном языке». Кроме того, по словам бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, законопроект противоречит Конституции России. «Наш народ поддержал Владимира Путина на всенародных выборах, показал единство. На днях прошла инаугурация президента. Положив руку на Конституцию РФ президент дал клятву, выступил с фундаментальной речью как дальше жить. Главным мотивом было – сохранение в стране межнационального единства. Есть силы, которые непонятно чего добиваются в нарушении Конституции РФ. Я не думаю, что парламент Татарстана не пойдет на нарушении Конституции России и Татарстана», — сказал Шаймиев. В Москве учли недовольство республик по резонансному законопроекту и провели рабочее совещание. Как рассказал «КВ» первый зампред думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, на встрече присутствовали авторы законопроекта, представители некоторых национальных республик, а также Министерства просвещения и Рособрандзора. «Рассмотрели претензии и замечания по данному законопроекту. Мне, кажется, есть все возможности для сближения в этом вопросе, поскольку общее мнение — сохранить обучение национальным языкам, но при этом оно должно быть добровольным». При этом, он подчеркнул, что под словом «добровольный» понимается не факультативные занятие, а полноценное изучение дисциплины. «Главное, чтобы обучение проходили не в ущерб изучению русского языка», — подчеркнул единоросс. Итогом встречи стало создание рабочей группы, которая изучит все замечания и представит предложения по доработке раньше, чем комитет подготовит законопроект к первому чтению. «Думаю, уже перед первым чтением проект обретет ясность, но могут быть обозначены пути по его доработке и во втором», — заключил депутат. Напомним, впервые Татарстан выступил с критикой законопроекта в апреле 2018 года. Тогда Казань требовала от председателя Госдумы Вячеслава Володина отклонить его рассмотрение. Обращение Татарстана поддержали парламенты Дагестана, Калмыкии и Кабардино-Балкарии. Кроме того представители общественности из Чувашии собрали свыше 1,5 тысяч подписей под петицией за отзыв депутатов Госдумы от своей республики Алены Аршиновой («Единая Россия») и Олега Николаева («Справедливая Россия»). В частности, представители гражданского общества обвинили своих представителей в парламенте в «предательстве национальных интересов народов России». В «Единой России» призывают не паниковать и называют скандальный законопроект «рамочным». По словам Исаева среди «единороссов» тоже идут обсуждения документа, однако, его воплощение в жизнь во многом будет зависеть от того, какие будут приняты подзаконные акты. В связи с этим он сравнил «закон о языках» с «законом о контрсанкциях». Как пояснил председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, до того как законопроект вынесут на первое чтение, он пройдет экспертное обсуждение. Законодатели надеются, что благодаря этому им удастся выработать такую формулировку документа, которая устроит всех, включая несогласных из национальных республик. Никонов заверил, что его комитет ни за что не одобрит законопроект, который будет ущемлять людей в праве изучения родного языка. «КВ» расспросил жителей национальных республик о том, как они относятся к законопроекту. Екатерина БЕЛЯЕВА, русская, проживает в Татарстане: — Этот вопрос должны решать не политики и общественные организации. Это право нужно оставить за родителями, чьи дети ходят в школу, поэтому я бы очень хотела, чтобы этот выбор мог быть добровольным. Конечно, сейчас изучать именно татарский язык не обязательно, но важно выбрать какой-нибудь предмет, который будет относиться к национальности. Например, мой ребенок ходит в школу и изучает татарскую литературу на русском языке. Я бы предпочла, чтобы он потратил эти академические часы на изучение наук: биологии, химии, физики. Я не понимаю, почему власти противятся этой инициативе. К сожалению, депутаты пытаются, выставить все таким образом, что татарские дети не смогут изучать языки — это абсолютно не так. Марина АИПОВА, татарка, проживающая в Башкортостане: — На всю школу у нас учится около 14 детей башкирской национальности. Многие из них не хотят в обязательном порядке учить башкирский язык. Если самим представителям национальности не нужно обязательное изучение языка, что говорить о детях, для которых он не родной. Я считаю, что это дело каждого. Мы живем в современном мире, где люди ездят по регионам, там живут и работают. Это же не означает, что теперь в каждом регионе нужно учить родной язык. Мой сын сейчас изучает башкирский, но вместо этого мне бы хотелось, чтобы упор в его обучении был на изучение английского языка или точные науки. Источник