РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 25 мая. /Корр. ТАСС Дарья Юрьева/. Опустевшие АЗС, переполненный общественный транспорт и ажиотаж в продуктовых магазинах - такую картину могли наблюдать в четверг многие жители и гости бразильского города Рио-де-Жанейро. Возникший дефицит целого ряда базовых товаров стал следствием забастовки дальнобойщиков, которая продолжается на всей территории крупнейшей южноамериканской страны уже четвертый день. Участники акции протестуют против повышения тарифов на дизельное топливо. Манифестации начались в понедельник после того, как государственная нефтегазовая компания Petrobras объявила о новом повышении цен на этот продукт. На прошлой неделе соответствующие показатели уже были пересмотрены в сторону увеличения пять раз подряд. В Petrobras сложившуюся ситуацию объяснили мировым ростом цен на энергоносители, однако потребители требуют снизить тарифы за счет пересмотра налогового законодательства. Транспорт лишился топлива По данным Бразильской ассоциации водителей-дальнобойщиков (Abcam), в четверг участники забастовки заблокировали 330 автомагистралей в 23 из 27 регионов страны. В акции принимают участие более миллиона человек. В Рио-де-Жанейро последствия забастовки первыми почувствовали на себе автомобилисты. Поскольку поставки бензина и других видов топлива были прерваны, многие автозаправки были вынуждены прекратить свою работу. "У нас не осталось ничего: ни бензина, ни этанола, ни дизельного топлива. Все по нулям еще с прошлой ночи", - рассказал Жералду Силва, сотрудник АЗС, расположенной в 200 метрах от представительства ТАСС в Рио-де-Жанейро. Аналогичный ответ можно было услышать и на других автозаправках в этом районе. По свидетельству очевидцев, на тех станциях, где бензин еще остался, образовались очереди из десятков автомобилей. Однако корреспонденту ТАСС обнаружить работающую АЗС в четверг так и не удалось. Пользователи общественного транспорта также ощутили на себе последствия забастовки дальнобойщиков. Дефицит бензина и дизельного топлива испытывают сейчас все основные транспортные компании. Поэтому на большинстве городских маршрутов в четверг работали далеко не все автобусы. По данным телеканала Globo, их число сократилось почти вдвое. Естественно, все автобусы, которые прибывали на остановки, были переполнены, тем более что услугами общественного транспорта в четверг воспользовались и те жители, которые обычно перемещаются на личном транспорте, но так и не смогли найти работающую автозаправку. Местный метрополитен работал в обычном режиме, однако в Рио-де-Жанейро немало районов, расположенных на значительном удалении от станций подземки. Овощи - дефицитный товар В продуктовых магазинах постепенно пустеют полки. Пока, впрочем, наблюдается нехватка лишь нескольких видов товаров, прежде всего речь идет о скоропортящихся продуктах питания. "У нас уже нет многих продуктов. В первую очередь закончились овощи и зелень. Можете убедиться сами", - рассказал корреспонденту ТАСС продавец Уэндер Алмейда, работающий в одном из продуктовых супермаркетов Рио-де-Жанейро. Действительно, как могла заметить корреспондент ТАСС, к полудню по местному времени (18:00 мск) в магазине закончились все виды салатных листьев, картофель и морковь. Чтобы заполнить пустующие полки, на которых раньше был выложен картофель, сотрудники торгового предприятия разместили там пакеты с фасолью: она, по крайней мере, не испортится за ближайшие дни. Некоторые гипермаркеты из-за потребительского ажиотажа начали вводить ограничения на продажу. Так, магазины одной из популярных международных сетей, торгующей не только продуктами питания, но и бытовой техникой, установили плакаты с объявлением, в котором говорится, что с четверга они отпускают не более пяти товаров в одни руки. Еще более тревожное сообщение поступило от компании, которая занимается поставкой водопроводной воды в жилые дома Рио-де-Жанейро. Ее представители сообщили, что у них заканчиваются средства для очистки воды, а значит, ее подача в ближайшие дни может быть сокращена. Какие шаги предпринимает правительство? Президент Бразилии Мишел Темер созвал в четверг уже третье с начала текущей недели совещание с министрами экономического блока правительства. Днем ранее он призвал бастующих на два-три дня приостановить акцию, чтобы за это время попытаться найти решение проблемы. Однако руководители профсоюзов не согласились пойти навстречу, отметив, что власти не выдвинули никаких конкретных инициатив для урегулирования кризиса. После этого руководитель Petrobras Педру Паренти выступил с собственным предложением. Он пообещал снизить цены на дизельное топливо на 10% на ближайшие 15 дней, призвав дальнобойщиков разблокировать дороги и сесть за стол переговоров с властями ради поиска долгосрочного выхода из сложившейся ситуации. Но протестующие отказались прекратить акции. Они потребовали от правительства аннулировать сразу два налога, которые влияют на конечную цену топлива на АЗС. Парламент, как показалось, пошел навстречу и подготовил соответствующий законопроект. Однако в четверг выяснилось, что авторы документа ошиблись в расчетах, которые касаются финансовых последствий отмены налогов для бюджета страны: они оказались серьезнее, чем предполагалось изначально. Теперь власти ищут способ, который позволит закрыть образовавшуюся дыру в бюджете, а протесты тем временем продолжаются. В свою очередь власти нескольких бразильских городов, в частности мэрия Сан-Паулу, обратились в суд с требованием запретить бастующим блокировать дороги. Часть этих исков была удовлетворена, поэтому теоретически власти могут направить силы правопорядка для разгона манифестантов. Впрочем, министр общественной безопасности Бразилии Раул Жунгманн пообещал, что подобные меры будут приняты только "в крайнем случае".