Инвестиции и новые рынки: Путин наметил с Лагард взаимодействие РФ и МВФ

Встреча президента РФ Владимира Путина и директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард является неплохим способом сверить часы с руководством этой международной финансовой организации – считает профессор ВШЭ Алексей Портанский. Важность МВФ нельзя недооценивать Дело в том, что Путин и Лагард провели сегодня встречу на полях Петербургского экономического форума, во время которой российский лидер заявил, что МВФ играет важную роль в деле поддержания глобальной экономической стабильности. Кроме того, президент РФ отметил, что наша страна, как член Фонда, заинтересована в повышении эффективности работы данной структуры, и подтвердил, что для российского политического руководства важны оценки, которые делают эксперты МВФ. Здесь нужно отметить, что МВФ, как бы не относиться к этой структуре, является единственной международной организацией, которая оказывает финансовую помощь государствам, попавшим в трудное положение. По этой причине, нам всем хорошо известен опыт работы данной структуры в России девяностых годов и на современной Украине, который вряд ли можно назвать успешным. «В последние годы в рамках МВФ идут реформы, в ходе которых изменяется содержание участия стран-членов в данной организации. Основной сдвиг заключается в увеличении в ней роли развивающихся стран, причем в первую очередь Китая, а если говорить про Россию, то наш период активного сотрудничества с МВФ остался в далеком прошлом», - заключает Портанский. России не нравится политика МВФ по Украине По словам Алексея Павловича, пик сотрудничества России с МВФ пришелся на девяностые годы, поэтому эти слова Путина носят общий характер, который касается дипломатических вопросов, а не конкретных интересов со стороны нашей страны. «У России в настоящее время, определенно, нет интереса к займам МВФ», - констатирует Портанский. Например, если вспомнить период в истории наших взаимоотношений с Фондом после того, как Россия полностью решила свою проблему с внешним долгом, то единственной критической точкой является ситуация с украинским долгом. Проблема заключается в том, что Киев отказывался платить свой долг времен времен президента Виктора Януковича размером в три миллиарда долларов, но, несмотря на это, МВФ продолжил оказывать финансовую помощь Украине. Данное решение было продавлено со стороны США, которые являются главными спонсорами данной международной организации и контролируют ее работу. Просто это решение противоречило норме МВФ, согласно которой Фонд не может оказывать финансовую помощь государству, которое находится в состоянии дефолта, а отказ Украины от долга России технически означает именно это. МВФ на сегодня является универсальной платформой «Основные наши отношения с МВФ пришлись на девяностые годы. При этом, в последнее время сложно припомнить какие-либо завязки, которые были бы между Россией и данной международной организацией», - резюмирует Портанский. Как замечает эксперт, наша доля в уставе МВФ является невысокой, поэтому Россия оказывает сравнительно небольшое влияние на работу данной организации, которое нельзя сравнить с влиянием США. Ведь именно американцы являются главным спонсором данной международной структуры и вносят в ее финансовые активы основные капитальные средства. Экономический эксперт Антон Шабанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что на сегодняшний день функция МВФ свелась к площадке, где страны могут занять средства, необходимые им для нормальной работы государственного аппарата. «Из-за этого для нас на сегодня прямая работа с МВФ не актуальна ввиду того, что мы явно не собираемся брать у Фонда средства в долг. При этом, не надо забывать про то, что МВФ является структурой, которая позволяет размещать свои деньги в других странах под какой-то процент, и это теоретически может быть нам интересно», - заключает Шабанов. Россия может использовать МВФ в своих интересах Поэтому МВФ нам сейчас больше интересен, как источник выхода наших денег на другие национальные рынки, причем здесь как раз и можно вспомнить ситуацию, которая сложилась у нас с Украиной в контексте инвестирования наших средств. В то же время, необходимо обратить внимание на тот момент, что перед встречей Путина и Лагард шли спекуляции, что российский лидер якобы обсудит с главой МВФ вопрос антироссийских санкций, но данный момент не был озвучен в комментариях для прессы. «Все-таки этот вопрос нужно отграничивать от МВФ, поскольку эта международная структура не может повлиять напрямую на данную тематику, поскольку санкции – это, прежде всего, политический, а не экономический институт», - констатирует Шабанов. МВФ же занимается исключительно экономическими вопросами, пусть и может использоваться своими главными спонсорами в политических целях, но здесь нужно отделять экономику и политику и не смешивать воедино два этих совершенно разных вопроса. «Экстраполировать политическую тематику на работу МВФ было бы не совсем рационально, тем более, Фонд никогда не говорил публично о санкциях. Соответственно, нельзя делать этот вопрос предметом прямых переговоров с МВФ», - резюмирует Шабанов. При этом, как считает эксперт, возможность выхода России на иностранные рынки, как и приход в нашу страну инвестиций со стороны – это уже совершенно другой аспект, который подходит под эти переговоры, и данную тему действительно нужно обсуждать с МВФ.

Инвестиции и новые рынки: Путин наметил с Лагард взаимодействие РФ и МВФ
© ФБА "Экономика сегодня"