Михаил Мень во главе Минстроя: отстроилось не все
Для портала ЕРЗ итоги работы ведомства под руководством Михаила Меня, передавшего бразды правления Владимиру Якушеву, прокомментировал ряд авторитетных специалистов. Александр Вильф / РИА Новости Михаил Мень (на фото), возглавлявший Минстрой в течение 4,5 последних лет, покинет пост министра строительного ведомства. В новом составе Правительства РФ профильным министерством будет руководить бывший глава Тюменской области Владимир Якушев, признанный самым эффективным российским губернатором в 2016—2017 годах. А насколько эффективным госуправленцем был министр строительства и ЖКХ Михаил Мень? Чего удалось добиться ведомству под его руководством, а что не получилось? Портал ЕРЗ проанализировал реформаторскую деятельность Минстроя. Фото: www.in-news.ru Реализованные реформы Незавершенные реформы Фото: www.cdn.iz.ru Несостоявшиеся реформы Мнения экспертов разделились По просьбе портала ЕРЗ итоги работы Минстроя под руководством Михаила Меня прокомментировал ряд авторитетных специалистов. Надежда КОСАРЕВА, президент Фонда «Институт экономики города»: Фото: www.kvobzor.ru «Говорить гадости вслед уходящему с поста человеку — не в моих правилах, — заявила эксперт. — Тем более что в деятельности Минстроя под руководством Михаила Меня был целый ряд положительных моментов. Например, очень хорошие результаты достигнуты в сфере ипотеки. Другое дело, что здесь далеко не все зависело от работы Минстроя, который, как известно, не отвечает за макроэкономические показатели, ключевую ставку и пр. А вот объемы жилищного строительства — эта прямая сфера ответственности профильного министерства. И напомню, что здесь показатели ежегодно росли, за исключением последнего года. И это Минстрой и его руководитель могут занести себе в актив. Знаменательным событием является начало реализации нового проекта по городской среде. Напомню, что, вводя бесконечное количество квадратных метров, в нашей стране почти не уделяли внимания качеству возводимого и уже построенного жилья, формируемой городской среды. И то, что именно при Мене занялись всеми этими вопросами, несомненный плюс. На мой взгляд, движением в правильном направлении является и реформа долевого строительства, с постепенным отказом от него и переходом на иные формы финансирования, что, разумеется, нравится далеко не всем застройщикам. Другое дело, как это будет реализовано на практике, но само это решение, повторяю, серьезное и в целом позитивное. Говоря о сфере ЖКХ, я бы назвала вполне удачной реализуемую программу расселения людей из аварийного жилья. А вот лицензирование управляющих организаций считаю ошибочным шагом. Конечно, развитие любых новых рынков всегда требует регулирования, учета опыта и т.д. Но эти управляющие компании совсем замордовали, а само лицензирование в стране с высоким уровнем коррупции не является каким-либо барьером и его можно легко обойти. На этом рынке нужно, наоборот, развивать конкуренцию. Что касается саморегулирования в сфере строительства, то напомню, что не Михаил Мень его вводил. Тем не менее, найти какой-то баланс, чтобы этот институт заработал должным образом, за эти годы, увы, не удалось. И причины здесь, с моей точки зрения, более фундаментальные и глубокие, чем те, которые лежат в сфере ответственности непосредственно Минстроя. Жаль, что не удалось далеко продвинуться и по пути развития в стране института арендного жилья, в том числе его некоммерческого использования. Этот вопрос ни в коем случае нельзя снимать с повестки дня, независимо от того, кто встанет во главе профильного министерства: данное направление является одним из главных институциональных, структурных преобразований в жилищной сфере. В целом я бы оценила деятельность Минстроя под руководством Михаила Александровича Меня на твердую четверку», — заключила Надежда Косарева. Андрей БОКОВ, народный архитектор РФ, доктор архитектуры, академик РААСН, президент Союза архитекторов России (2008—2016): Фото: www.vesti.ru «Итоги деятельности г-на Меня на посту министра строительства я оцениваю как негативные и провальные, — заявил эксперт. — Провалено буквально все, что ни назови, будь то нормативная база или объемы строительства. Мы «замерзли» на этих 80 млн кв. м, — а на самом деле Минстрой имеет 40 млн кв. м так называемого индустриального жилья. К слову, по поводу того, что они там номинально выполнили или не выполнили, сказать, трудно: ведь они же там, в Минстрое, все рисуют под себя. Полная беда с документами территориального планирования: с ПЗЗ, генпланами и пр. Абсолютный провал с градостроительной политикой: ее попросту нет в силу того, что г-н Мень полностью доверился крупным застройщикам и вывел государство как субъект политики из сферы управления развитием городов. Для малых населенных пунктов ничего нет, для пригородов — тоже. Вместо того чтобы поддерживать индивидуальное жилищное строительство и сосредоточить на нем главные усилия, ИЖС просто проигнорировано Минстроем. В результате абсолютно разбалансирована структура национального жилого фонда, ничего не сделано в плане капитального реконструкции, реновации всего домового хозяйства. О чем тут можно говорить, если по официальным данным треть всего нашего жилого фонда составляют некондиционные квадратные метры. А что с этим делать — ответа нет. И виноват в этом не только Михаил Мень как руководитель, но и его ближайшее окружение, люди, ответственные за выработку политики в жилищной сфере. Их имена всем известны. Написанную ими стратегию развития жилищной сферы без слез читать невозможно: полное впечатление, что мы живем не в самой большой стране мира, а в каком-нибудь крохотном Гонконге или Сингапуре, где земли нет, поэтому крайне необходимы 25-этажные дома. Как архитектор могу заявить, что к архитектуре министр Мень относился, мягко говоря, плохо. В целом за эти 4,5 с половиной года, в течение которых г-н Мень руководил профильным министерством, проводилась заведомо неверная, провальная политика», — резюмировал специалист. Николай КОШМАН, заместитель Председателя Правительства РФ (1999—2000), председатель Госстроя России (2002—2004), президент Ассоциации строителей России, заслуженный строитель РФ: Фото: www.finansami.ru «В свое время мы приложили много сил для того, чтобы появилось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, хотя, по-хорошему, за эти две сферы должны отвечать разные ведомства, — отметил специалист. — Мы всячески помогали Минстрою, когда к нам оттуда обращались. У меня было несколько десятков встреч с Михаилом Менем. Но к великому сожалению, с его стороны все ограничилось разговорами и обещаниями, а дальше этого не пошло. Один их главных негативных итогов его деятельности на посту министра — передача промышленности строительных материалов из Минстроя, где она всегда находилась и должна находиться, в ведение Минпромторга. Из каких соображений это было сделано, я не понимаю до сих пор. А в итоге сегодня никто не может сказать, какой строительный материал и какая технология самые лучшие, какие шаги сделаны по уменьшению себестоимости строительства и, соответственно, стоимости квадратного метра жилья. Второй негативный момент — нерешенная проблема незавершенного строительства. По данным бывшей главы Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой, объемы незавершенки в денежном выражении «тянут» на 3,5 трлн руб., в сфере ЖКХ — еще 1,5 трлн, то есть в целом — около 5 трлн руб. Гигантская цифра! А ведь это — вложенные бюджетные средства, начатые и незаконченные стройки, многочисленные нарушения в сфере ценообразования и сметного нормирования... Мы обращались лично к Меню, к Председателю Правительства, сигнализируя о том, что руководивший в то время ФЦЦС при Минстрое Евгений Ермолаев поставил на широкую ногу коррупционные бизнес-схемы. Только при строительстве космодрома Восточный две сметы имели завышение до 1 млрд руб., а всего Счетная палата насчитала там до 20 млрд «лишних» руб. То же самое наблюдалось при строительстве олимпийских объектов. Кстати, незадолго до того как Ермолаева посадили, он непонятно за что был награжден орденом Почета. И что в итоге? Как известно ценообразование и сметное нормирование объединили с Главгосэкспертизой. Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, что и этот шаг чреват серьезными финансовыми нарушениями. Так безответственно относиться к использованию бюджетных денег, то есть наших с вами налогов, это значит наносить огромный вред стране и народу. Это не позволено никому. Я уже упоминал важнейший вопрос качества строительных материалов, которые используются в строительстве. Кто регулирует вопросы проектирования и применение проектировщиками тех или иных материалов? Минстрой. И если бы ведомство под руководством Меня было более принципиальным в этих вопросах, у нас бы не было на рынке до 20% контрафактного цемента. А чем это оборачивается? Обрушением зданий, как это произошло в 2015 году в Омске с 4-этажной казармой бойцов ВДВ, где в этот момент находилось более 330 человек. А многочисленные пожары, включая кемеровскую трагедию? Если пластиком обшивать панели во внутренних помещениях, поднимать на последние этажи ТЦ детские комнаты, то эти трагедии будут повторяться. Кто отдал авторский надзор? Кто допустил использование горючих стройматериалов в школах и детских садах? Минстрой. Значит, надо отвечать за это. Обратите внимание на заместителей министра строительства, которых Мень себе подобрал. Профессионалов там — раз-два и обчелся, а остальные — это дилетанты в данной сфере. Один только Андрей Чибис столько наделал на посту зама по ЖКХ, что после него десятилетиями разгребать придется. Так что пребывание Меня на этой должности это беда — и страны в целом, и его личная. Мне говорили, что Мень давно просил освободить его от должности. Считаю, что это его лучшее решение в качестве министра», — резюмировал Николай Кошман. Ефим БАСИН, руководитель строительных ведомств России (1992—1998), председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель РФ: Фото: www.warheroes.ru «Считаю, что главным достижением Михаила Меня за последние 4,5 года было резкое сокращение административных процедур в строительстве, что позволило облегчить условия ведения строительного бизнеса в России. Вместе с тем, некоторые реформы, осуществляемые в его бытность министром строительства, на мой взгляд, дали сомнительные результаты. Я имею в виду реформирование института саморегулирования в строительстве и ряд других направлений», — резюмировал бывший глава российского строительного ведомства.