Вброс идей: храм святой Екатерины предложили построить на месте телебашни или памятника Ленину
В городском дискуссионном клубе «Умная среда» снова обсудили грядущее строительство собора святой Екатерины. Изначально храм собирались восстанавливать на площади Труда, где он и стоял, но протест горожан помешал этим планам. В 2016 году стало известно, что объект планируют восстанавливать руководители холдингов УГМК и РМК прямо на городском пруду. Но уже в 2017-м от этой идеи отказались — по последним планам, храм будут строить у Театра драмы. Гости «Умной среды» вспоминали историю собора и разбирались, в какой степени жители Екатеринбурга могут решать судьбу своего города. Предыдущие проекты восстановления собора вызывали возмущение общественности, которую в обоих случаях ставили перед этими идеями как перед свершившимся фактом. С другой стороны, в обоих случаях в итоге услышана была именно активная городская общественность. Как выразился модератор клуба Алексей Глазырин, должна ли дважды отказывавшая жениху невеста обязательно согласиться на третье его предложение? Гости клуба поделились мнениями о том, как должна развиваться судьба проекта собора святой Екатерины в Екатеринбурге — мы собрали их предложения на эту тему и проиллюстрировали. Артём Ислентьев, исполнительный директор ассоциации «Особые люди», в прошлом — пастор протестантской церкви Есть хорошее место для строительства храма — место снесенной башни. Центр города, земля принадлежит самой УГМК. Почему не строить там, где, собственно, место есть? Более того, там рядом есть недостроенный отель, который тоже можно, в принципе, убрать и построить церковь на его месте. Эдуард Кубенский, архитектор, глава издательства Tatlin Меня смущает, что храм все время пытаются построить в пойме реки. Еще в Византии храм ассоциируется с ковчегом — человек должен прийти туда за спасением в случае потопа; так везде пишут. Было бы здорово, если бы я, стоя в центре города и оборачиваясь вокруг себя по часовой стрелке, видел бы на всех горках, которые есть в городе Екатеринбурге, — на Вознесенской горке, Московской горке, Метеогорке — сверкающие луковки. Что касается храма святой Екатерины, то я бы предложил завод на улице Нагорной: там очень высокая точка. Алексей Мосин, историк, экс-завкафедрой истории в Миссионерском институте Екатеринбургской епархии В центре города нашего есть место, где мог бы встать такой храм. Это площадь 1905 года. Дедушку Ленина нужно поставить в парк скульптур советского времени, туда же — Якова Михайловича Свердлова, Сергея Мироновича Кирова и прочих замечательных советских персонажей. На освобожденное место поставить храм. Кстати сказать, там стоял Кафедральный собор. Есть определенная традиция — ставить храм на месте снесенного. Более того, там есть захоронения — была традиция хоронить при храмах, иногда в самом храме; и вопрос с захоронениями мы все еще не довели до ума. Если есть желание этим заняться, можно это сделать. И пусть храм святой Екатерины будет в центре нашего города. Но главное — это должен быть вопрос нашего общего консенсуса, мы должны друг друга убедить, что это должно быть именно так, услышать позицию церкви, самих строителей, которые хотят восстановить храм; пусть выскажутся жители города, архитекторы и градостроители. И после этого только можно принять единственно правильное решение. Александр Белоусов, старший научный сотрудник в институте философии и права УрО РАН Мне кажется, храм действительно должен быть в центре. Предложенное место [у Театра драмы] достаточно неплохое; не потому что там какие-то особенно красивые места, а потому, что храм святой Екатерины должен стоять именно в самом центральном месте города. Это будет интересное соседство и с Ельцин-центром, когда на одной плоскости будут соседствовать, казалось бы, несовместимые и совершенно противоположные [вещи]. Ельцин-центр — центр политической, молодёжной культуры, а храм — символ традиционных ценностей. Это будет хороший пример того, как такие здания — носители таких ценностей — могут свободно соседствовать и взаимодействовать. Это будет хорошим символом возможности диалога. На площади Труда тоже хорошее место, но это [вернуться к изначальному проекту восстановления собора святой Екатерины на его историческом месте] сейчас уже невозможно из-за общества, горожан, после тех митингов, которые по этому поводу проходили. Но если горожане захотят, то могут предложить это место, почему нет. Татьяна Мосунова, старший научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Если бы не политическая воля Ельцина как президента, который в 1991 году принял решение о возвращении церковной собственности, то церкви пришлось бы очень туго и мы бы, скорее всего, не обсуждали сейчас такие вещи, как возвращение или невозвращение храма святой Екатерины. Так что Ельцин-центр – это вряд ли антиклерикальный центр. А что касается храма, никто не берет в расчет, что религиозный объект, посвященный святой Екатерине, существует. И мне кажется, что этого объекта — как памяти о святой, как памяти о храме — достаточно. Это часовня святой Екатерины, куда каждый верующий может зайти помолиться святой покровительнице Екатеринбурга, поставить свечи. Там не служится литургия, но место для разговора с Богом на этой площади уже имеется. Храм святой Екатерины в Екатеринбурге, на самом деле, имел не такую простую судьбу, как кажется. Очень долго стояла тема его строительства, каменного строительства после деревянного, потому что с самого начала существовал вопрос денег: кто будет платить за его дальнейшее содержание. Поэтому очень долго в Екатеринбурге существовал только один храм: государство уже тогда очень пристально следило, чтобы было достаточное количество населения, которое могло бы содержать храм и его священника. Сейчас мы живем в том состоянии, когда местные олигархи готовы в центре города возвести храм. Они воплотят имиджевый проект, город получит архитектурный объект. Но что дальше? Наверняка вы знаете, что Храм-на-Крови десять лет был на областном балансе и только недавно передан на баланс церкви. И мне как, возможно, слишком практичному человеку кажется, что как обозначение символического капитала достаточно часовни святой Екатерины. А церковь нужна, действительно, ближе к людям — там, где нужны такие опоры: ЖБИ, Академический, другие районы.