Предприниматель пробежал из Москвы до Пекина и потратил на это 30 млн рублей. Зачем?
Этот материал относится к теме спортивного маркетинга. Читайте и другие тексты о спортивном маркетинге. Я родился в Биробиджане, но уже больше 10 лет живу в Москве и владею фабрикой по производству мебели. С 14 лет я начал активно заниматься спортом: бокс и бег с гантелями для выносливости три раза в неделю. Дистанции были до 5 км. Потом бокс ушел, а бег остался. Беговые дистанции увеличивались: в 30 лет, 7 лет назад, я пробежал первый марафон, в 33 года – ультрамарафон, в 2016 году – первые 100 км. Бег расширяет возможности: я мог преодолевать большие расстояния. Этот навык мне казался абсолютно бесполезным, пока в 33 года я не совершил первое в своей жизни беговое путешествие – 60 км из Феодосии в Судак. Раньше я уже несколько раз ездил по этой дороге на авто, но оказалось, что совсем не знаю ее. Во время забега открыл для себя сотни видов и ароматов, которые легко не заметить в транспорте. Мы пропускаем настоящую жизнь, настоящее путешествие, используя автомобиль, поезд или самолет. Мало кто знает, какая она, наша страна. Сама идея – преодолевать расстояния между городами на своих двоих – не нова. Так делали Ломоносов, Горький, Толстой. В 2014 году я начал бегать между городами, селами, регионами, странами. До ультрамарафона Москва – Пекин я пробежал уже более 50 регионов России, самый длинный забег был – 1500 км из Самары в Москву. Мне хотелось посмотреть и узнать всю Россию: требовалось что-то глобальное. Так и пришла в голову идея для ультрамарафона Москва – Пекин. Источник: ChinaNews Что входило в организацию ультрамарафона: Поиск спонсоров Организация процесса сопровождения Поиск информационных партнеров Формирование команды, которая будет взаимодействовать с государственными органами и СМИ Организация киносъемочного процесса Поиск спонсоров: «Везде были отказы» Привлечение спонсоров было самым сложным этапом. Я спортсмен-любитель, мне было сложно просчитать размер аудитории, которую мог набрать проект, размер целевой аудитории, которая будет постоянно следить за мной в России и в мире. Я делал то, что никто никогда в России да и в мире не делал. Поэтому для меня не существовало никаких правил и примеров. Пытался привлечь спонсоров. Шел на переговоры. Спонсоры постоянно требовали размер аудитории проекта и эффективность. Но как я мог ее предсказать? Как определить эффект в СМИ и в социальных сетях? На этом все заходило в тупик. Я освободил от основной работы менеджеров на своей мебельной фабрике, чтобы они составили коммерческое предложение, разослали его и обзвонили потенциальных спонсоров. Крупные рекламодатели, производители, спортивные бренды, автомобильные бренды, а также гостиницы, рестораны – всех, кто мог быть полезен. Работу начал за год до старта. Везде были отказы. Один известный производитель спортивной экипировки сказал, что «в русских они деньги не вкладывают и не собираются делать их известными на весь мир». Через несколько месяцев я понял, что могу рассчитывать на поддержку только от государства. Наша команда подготовила заявку на получение президентского гранта. Мы выбрали такой путь, потому что здесь есть реальный конкурс и даны прозрачные правила получения (в отличие от спонсорства госкомпаний). В заявке мы презентовали забег не только ради популяризации спорта, здорового образа жизни или изменения стереотипов о русских. Мы хотели показать на весь мир другую Россию – сильную, здоровую, дружелюбную и активную. Заявку мы подавали сами исходя из правил конкурсной комиссии. Марафон во Владимире. Источник Мы убеждали, что проект будет уникальным в популяризации спорта и здорового образа жизни, будет формировать информационный фон в регионах, плюс я лично мотивировал людей вести здоровый образ жизни. Это сработало. По гранту я получил 9 млн рублей. Остальные спонсоры – это мои друзья-предприниматели: Сергей Акульчев («Акульчев») подготовил сладкие подарки собственного производства, Вячеслав Пинекер («Сибирский гурман») предоставлял свою продукцию детским лагерям, а Сергей Соколов («Город N») помог с символикой для награждения. Популяризовали спорт мы через СМИ: к моменту подачи у нас уже был информационный партнер – LIFE, а новостные блоки выходили по федеральным Российским каналам – «Россия-1», «Россия 24», НТВ, МИР, монгольскому и китайскому ТВ. В регионах присоединялась местная пресса: были ток-шоу, развлекательные программы, массовые забеги с наградами, зарядки, которые организовывала моя команда на деньги гранта. Всего было более 50 мероприятий, а со мной рядом пробежало более 7500 человек. Бюджет состоит из трех частей: Техническая часть. Экипировка, аренда автодома, питание, топливо, оплата труда по сопровождению волонтерам и массажистам – порядка 3 млн рублей. Массовые мероприятия (мерч, аренда оборудования) в России, Китае, Монголии и Казахстане, 50 мест за 200 дней – около 7 млн рублей. Съемка фильма: я заключил контракты с профессиональной киностудией из Праги, чтобы отснять фильм о тех 7500 участниках, которые пробежали вместе со мной забег от Москвы до Пекина. Бюджет фильма – около двух миллионов рублей. Работа над фильмом еще не закончена, поэтому бюджет неокончательный. Расходы по смете составляют 20 млн рублей, в том числе сбор первичных материалов, написание сценария, повторная съемка по местам пробега в этом году и окончательное производство полнометражного фильма и небольшой серии фильмов с узкой тематикой с полным переводом материала на китайский язык. Получается, что общий бюджет проекта составляет 30 млн рублей. Как добежать из Москвы в Пекин: GPS-маяк, автодом и 25 пар кроссовок Каждый день я просыпался в автодоме, который мы первоначально брали в аренду. Потом мне пришлось его выкупить, так как он буквально стал мне родным. Автодом уезжал от меня на 20-30 км вперед, я догонял его, отдыхал. Отдых зависел от погодных условий: если жарко – мог лежать больше часа, пока не станет более прохладно. И бежал дальше. В моем рюкзаке находился GPS-маяк, чтобы люди могли наблюдать мое положение онлайн и присоединяться ко мне на разных этапах. С собой я взял 25 пар кроссовок (которые менял в зависимости от состояния обочины и погодных условий), беговую одежду на три сезона. На экипировку было потрачено порядка 300 тысяч рублей. В таких путешествиях питаться я стараюсь так же, как и дома – спортивное питание и питье я не использовал. Люди узнавали обо мне из новостей и социальных сетей, крупных беговых сообществ и региональных туристических центров, с которыми связывалась моя команда. В городах не забывал побывать у врачей и массажистов. Вместе со мной ехала съемочная группа. Источник: Александр Капер Продвижение в соцсетях Я никогда специально не занимался продвижением в соцсетях – они только для тех, с кем я лично знаком. Но использовал СМИ для продвижения своей идеи. Для продвижения в социальных сетях я приглашал известных блогеров в регионах присоединиться к моему путешествию, предоставлял им питание и место в автодоме, а они, в свою очередь, рассказывали обо мне в регионе. Итоги проекта Проект принес мне очень много знакомств и новых друзей. Кроме того, он был признан MARSPO AWARDS 2018 «Лучшим проектом в области популяризации спорта и здорового образа жизни» и завоевал премию Headliner в номинации «Спорт», обогнав спортивные федерации и спортивные мировые фестивали. Да, это успех, но главная заслуга – это глаза детей, которые слушали мою историю в небольших городах: Тулуне, Канске, Ачинске, Улан-Удэ и других. Я видел, как мотивирую их исполнять мечты и быть смелыми. Как проект помог с основным бизнесом Благодаря забегу у меня появилось много друзей в Китае. Мне стало легче вести переговоры с китайцами – я просто показываю им ссылку на китайскую «Википедию». Рассказываю, кто меня встречал в Пекине. Все это способствует доверию от партнеров. Удалось заключить договор на поставку комплектующих для кресел с хорошим дисконтом. Как монетизировать социальный проект Сейчас мы делаем фильм и запускаем его в китайский прокат. Если я это реализую, то получу прибыль от проекта. Я не смог окупить свой проект в России, даже выпуск фильма по спортивным каналам России не помог бы вернуть затраты. Поэтому совет один – мыслить неординарно и выходить за рамки системы: если не смог заработать в России – заработай в Китае. Материалы по теме: Инновации в спортивном бизнесе: как технологии меняют эту сферу уже сейчас «Локомотив»: Миллиард рублей в 2017 году, в 2018 году — в два раза больше Как мы разработали приложение для фитнес-клубов и сэкономили им 15 миллионов рублей Как «Альфа-Банк» спонсирует ЧМ-2018 в России