Как было покорено электричество: от молнии до ГОЭРЛО
Электричество присутствовало в истории человечества всегда, поскольку это такое же природное явление, как огонь. Оно было обнаружено довольно давно и в сознании человека тесно связывалось с другим природным явлением — магнетизмом. До промышленной революции Еще в 1672 году немецкий физик Отто фон Герике построил электрическую машину, функционирующую от трения: он натирал руками шар из серы, и возникавший электрический заряд заставлял его светиться в темноте. С 1752 года, благодаря эксперименту Бенджамина Франклина с воздушным змеем, запущенным в грозу, мы знаем, что молния — это ни что иное, как природное электричество. Чуть позже, в 1772 Алессандро Вольта сконструировал первую батарею, где электричество вызывалось химической реакцией. Его именем названа единица измерения напряжения тока. Еще через полвека Андре-Мари Ампер исследовал связь между магнетизмом и электричеством. Именем этого ученого названа единица измерения силы тока. Эпоха промышленной революции С приходом промышленной революции электричество стало использоваться и в повседневной жизни, правда, сначала только для освещения улиц. Родоначальником уличного электрического освещения стал русский ученый Павел Яблочков, изобретший удачную модификацию угольной дуговой лампы. Она была презентована в 1878 году на Всемирной Выставке в Париже и получила название «свечи Яблочкова». Впоследствии это изобретение, правда, весьма доработанное, служило для освещения центральных улиц европейских столиц и основных достопримечательностей. Заголовки газет в то время были такими: «Свет появляется из России», «Россия — колыбель электричества». Также Павел Яблочков изобрел и запатентовал трансформатор и генератор. После того, как Джозеф Уилсон Суон в том же 1878 году изобрел электрическую лампочку, электрический свет пришел и в частные дома. Пионером в области электрификации и использования электроэнергии для управления машинами был Вернер фон Сименс. Его патент на динамомашину зарегистрирован в 1866 году. Без этой машины вряд ли бы когда-нибудь был разработан электродвигатель. Однако в то время еще не существовало обширной энергосистемы. Кроме того, все еще использовался постоянный, а не переменный ток, как это происходит сегодня. Постоянный ток уступает место переменному Еще в 1881 году одно изобретение впервые позволило транспортировать электроэнергию на большие расстояния: трансформатор. Еще раньше, в 1876 году, русский ученый-изобретатель Александр Лодыгин запатентовал во многих странах (но не в Америке) привычную сегодня лампу накаливания. Все эти изобретения были собраны и оптимизированы американцем Томасом Эдисоном. А в 1880 году он запатентовал свои собственные лампы накаливания и даже держал электростанции для своих локальных сетей постоянного тока. Предприниматель Джордж Вестингауз, соперник Эдисона, построил в 1886 сеть переменного тока. Однако у него не было патента на производство лампочек. Он запатентовал собственное изобретение, предлагая для своей сети только лицензированные лампочки. Сначала судьба не благоволила начинаниям Вестингауза. Во время метели 1888 года в Нью-Йорке произошел трагический несчастный случай из-за повреждения высоковольтных линий электропередач. После этого события стал активно обсуждаться вопрос электробезопасности, а ток приобрел дурную славу. В том же году в Нью-Йорке была впервые проведена смертная казнь с использованием электрического стула, что дало толчок к развитию одной из компаний Эдисона. Однако Вестингауз не сдавался, а продолжал сопротивляться. Наконец, ему было поручено обеспечить электричеством Всемирную ярмарку 1893 года в Чикаго. Переменный ток как источник электроэнергии окончательно утвердился. Электрический путь России До Первой Мировой Войны и Революции электротехническое развитие России не отставало от Запада. Однако, несмотря на собственные изобретения и создание ТЭС и даже ГЭС, в 1909 году до 85% этого сектора работали за счет зарубежных инвестиций. И хотя к началу войны, в связи с охлаждением политики по отношению к Западу, многие западные компании вышли с русского электрического рынка, доля европейского и американского капитала все равно превышала 70%. Революция и последовавшая за ней гражданская война повергли страну в экономическую разруху, и, конечно, средств на электрификацию не было, да и некому было ею заниматься. Тем не менее, первый экономический план, принятый большевиками в 1921 году, касался именно электрификации. Это был план ГОЭРЛО (Государственная комиссия по электрификации России). Традиционно считается, что авторами этого плана были Ленин и Кржижановский, а в работе комиссии участвовали более 200 инженеров со всей страны, однако есть предположения, что план тотальной электрификации России был разработан значительно раньше, еще до Первой Мировой. В любом случае, ГОЭЛРО был комплексным планом развития всей экономики, в рамках которого строились предприятия, обеспечивающих электроэнергетиков всем необходимым. Параллельно реализовывался план развития территорий. К примеру, в 1927 году был заложен Сталинградский тракторный завод, ставший не только градообразующим предприятием, но и обеспечивший инженеров, работавших в рамках ГОЭРЛО транспортом. Также в этот период активно осваивался Кузнецкий угольный бассейн. Итак, за 15 лет были выстроены 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. Параллельно было проведено экономическое районирование, создан транспортно-энергетический каркас территории страны. План ГОЭРЛО охватывал 8 основных экономических районов. Одновременно велось развитие транспортной системы страны. Этот проект положил основу индустриализации в России, причем планы были перевыполнены уже к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт/ч. Фото: компании-производители, pixabay.com, Wiki Читайте также: Бесплатное электричество: крути педали и не плати за свет 5 советов, как сократить расходы на оплату счетов за электричество