Мешки с цементом против туристической привлекательности Владивостока
В минувшую субботу, 12 мая, к причалу Морского вокзала во Владивостоке впервые пришвартовался океанский лайнер Costa Serena с тремя тысячами корейских туристов на борту. Программа приема подобных судов в краевом центре давно отработана: торжественная встреча, продажа сувениров, обзорная экскурсия по городу. В очередной раз все прошло без сучка без задоринки, как и раньше, на «живописном» фоне гор из мешков с цементом, ожидающих погрузки, сообщает PRIMPRESS. На борт Costa Serena прибыл даже врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, чтобы поприветствовать капитана и экипаж. По словам генерального директора ООО «Владивостокский морской терминал» Валерия Нагорного, Costa Serena самый большой по вместимости круизный лайнер из когда-либо заходивших в Приморье. И, судя по сообщению администрации Приморья, это не предел: «В настоящее время один из самых крупных круизных операторов мира Royal Caribbean Cruises рассматривает возможность развития глобального бизнеса в Приморье. Компания намерена запустить новую круизную линию, одним из портов захода которой станет Владивосток. Планируется, что первый визит крупнотоннажников в регион состоится в сентябре 2019 г. Для этого Росморпорт разработал проект дноуглубительных работ причалов №1 и №2 морского порта Владивосток. В данный момент проект проходит государственную экологическую экспертизу». Тарасенко хорошо разбирается в портовой деятельности и в морском транспорте. Именно поэтому, наверное, он мог быть не меньше журналистов раздосадован нагромождением строительного материала на причале у Морского вокзала. Впрочем, сильно удивляться ему и не пришлось: процессы складирования и погрузки продукции компании «Востокцемент» на суда отлично видны из окон губернаторского кабинета. Как бы то ни было, но для «развития глобального бизнеса» нужно не только углубить дно у причальной стенки, но и обеспечить соответствующий мировому уровню комфорт на земле, в т.ч. экологический и эстетический. Возможный конечный эффект стоит усилий: Венеция, например, при населении в 55 тыс. человек принимает более 20 млн туристов в год. Лайнеры туда заходят вереницей. Кто же ответственен за образование многометровых «сопок» из мешков с цементом буквально под носом у океанских лайнеров, губернатора, горожан и туристов? Участок, как и здание морвокзала, с некоторых пор напоминающий по содержанию торговый центр, находятся в ведении у вышеупомянутого ООО «Владивостокский морской терминал». Учредителями данной фирмы с годовой выручкой более 120 млн руб. выступают бывший президент ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), почетный житель Владивостока Михаил Робканов, бывший гендиректор ВМТП Вячеслав Перцев, а также бизнесмены Геннадий Брюхно и Александр Домнин. PRIMPRESS обратился в компанию за комментариями. И получил их. «Мы пытались находить различные решения эстетического вопроса, – рассказал заместитель генерального директора «Владивостокского морского терминала» Кирилл Татаренко. – Например, стивидоры пробовали укрывать мешки синими тентами. Получилось, мягко говоря, не очень красиво. Во-первых, сам по себе этот оттенок синего неприятен глазу, во-вторых, из-за серьезной ветровой нагрузки тенты постоянно громко хлопали. В итоге обсудили проблему с департаментами администрации Приморского края (в частности, департаментом туризма, мы постоянно находимся в зоне их внимания из-за лайнеров), было решено, что белые корейские мешки приемлемы с эстетической точки зрения». По нашему же мнению на причале, где развивается глобальный туристический бизнес, неуместны любые грузы. А цемент, сам по себе являющийся источником вредной для здоровья пыли, в особенности. «Ничего хорошего, когда цемент попадает в акваторию или в воздушную среду, – говорит известный приморский эколог, профессор ДВФУ Владимир Раков. – Опасность заключается в следующем. Цемент это прошедший термическую обработку известняк, который у нас добывают в районе Спасска-Дальнего, если он попадет на слизистые оболочки людей или животных, это грозит воспалением – все, кто занимается бетонными работами, например, на даче, знает, что даже руки нужно обязательно прятать в перчатки. В воде он менее опасен, сразу выпадает в виде пыли. Но при накоплении в большом количестве на дне становится смертелен для обитателей, тех же трепангов. Цемент имеет класс опасности, и его не зря сейчас грузят в бумажных мешках или в биг-бегах (специальная упаковка, используемая преимущественно для сыпучих грузов, защищенная от влаги и химического воздействия. – прим. Ред.) – раньше перегружали, как уголь, открытым способом. Мешки должны герметично закрываться; если речь идет о пыли, то должно быть нарушение техники безопасности, это уже задача для соответствующих органов». Мортерминал, со своей стороны, уверяет: если бы переваливаемый на их территории цемент пылил, это немедленно сказалось бы и на взаимоотношениях с покупателями груза, и на здоровье всех работников порта. «Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор регулярно проверяют и отражают все свои наблюдения в актах, – подчеркнули в компании. – И что касается экологического момента, здесь нареканий не было. Мешки, которые мы используем для хранения цемента в этом случае – трехслойные корейские биг-беги; если внутрь попадает влага, цемент каменеет и в итоге мы получаем претензию. Никаких актов о нарушении целостности упаковки ни от кого из заказчиков не было. Мы сами работаем с цементом много лет, и если бы были такого рода проблемы, это очень серьезно сказалось бы на здоровье наших сотрудников – а регулярные медицинские комиссии, проводимые в соответствии с законом, ничего такого никогда не выявляли».