Меняем старые на новые. Столица обновляет парк машин
В Москве выросли темпы продаж новых автомобилей. По мнению экспертов, столица первой из российских регионов вышла из кризиса и встала на путь роста экономки. Динамика продаж новых легковых авто в городе превосходит темпы 2017 года. — Рост продаж новых автомобилей в Москве продолжается. За первые два месяца нынешнего года жителями столицы было поставлено на учет уже 30 тысяч 509 новых легковых автомашин — это на 8,7 процента больше, чем за аналогичный период 2017 года, — заявил руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Владимир Ефимов. По словам министра, темпы автопродаж населению в Москве выше, чем в 2017 году, по итогам которого рост составил 2,1 процента. По данным столичного Управления ГИБДД, активный рост автопродаж в городе начался на год раньше, чем в других регионах России. В то время как общероссийский рынок продемонстрировал положительную динамику впервые за последние пять лет только в 2017 году, в Москве рост регистрации новых легковых авто был зафиксирован еще в 2016 году. Таких случаев стало больше на 12,3 процента. Кроме того, современный столичный авторынок отличается от общероссийского не только количественными показателями, но и качественно. По данным аналитического агентства «Автостат», лидерство на региональных авторынках России в 2017 году принадлежит АвтоВАЗу. Завод продал 311,6 тысячи автомобилей Lada, которые относятся к бюджетному ценовому сегменту. В это время лидерами продаж на московском авторынке стали автомобили и бренды средней ценовой категории — Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Hyundai Creta и Skoda Octavia. — Москва первой среди российских регионов вышла из экономического кризиса и первой встала на путь роста экономики. Одним из отражений этого роста стало увеличение числа крупных покупок, в том числе легковых автомобилей, которое началось в Москве на год раньше, чем в других регионах, и успешно продолжается в текущем году, — подчеркнул Владимир Ефимов. Автоэксперт Игорь Моржаретто добавляет: — В развитых странах соотношение покупаемых новых и подержанных автомобилей составляет один к двум. Иными словами, на каждый новый автомобиль приходится два подержанных. В среднем по России это соотношение один к 4,5. Но Москва — город богатый, и у нас соотношение тоже один к двум. Как пояснил эксперт, для автовладельца новый автомобиль, как правило, обходится дешевле подержанного. — Он реже ломается, а значит, можно меньше тратить на ремонт, — отметил Моржаретто. — Помимо денег, экономятся и нервы. Плюс нередко новый автомобиль требует меньше топлива, на его обслуживание можно тратить значительно меньше средств, чем на обслуживание старого. Новые автомобили выгодны и для города в целом. Они, например, дают более чистый выхлоп. Если учесть, что свыше 90 процентов всех загрязнений атмосферы Москвы — это автовыхлопы, то новые автомобили по крайней мере не усугубляют состояние городского воздуха. — Если рассуждать с позиций макроэкономики, то автомобили для Москвы — это палка о двух концах, — пояснил Игорь Моржаретто. — С одной стороны, сама их покупка стимулирует городскую экономику. Зарабатывает автодилер, а также банк, где москвич берет автокредит. Зарабатывают и продавцы топлива, автосервисы, магазины автозапчастей. Автомобильная отрасль создает сотни тысяч рабочих мест. С другой стороны, город тратит огромные деньги, чтобы машины могли свободно ездить. Вкладываются сотни миллиардов рублей на строительство дорог, мостов и парковок. Плюс — на новые светофоры, электронные табло и интеллектуальную транспортную систему в целом. Хотя эти средства могли бы пойти, например, на социальную помощь и строительство новых парков. Автомобили загрязняют атмосферу, а значит, горожане чаще болеют, и город тратит миллиарды на наше лечение. — Если же брать личную экономику, то автомобиль — это пылесос. Только вместо пыли он высасывает наши деньги, — говорит Игорь Моржаретто. — Причем делает это непрерывно, даже когда не используется: налоги и страховку нужно платить в любом случае. По данным аналитического агентства PricewaterhouseCoopers, средняя стоимость владения недорогим автомобилем гольф-класса в Москве — около 200 тысяч рублей в год. Содержание дорогих моделей может составлять до миллиона рублей. — С одной стороны, появление новых автомобилей и рост автопарка свидетельствуют о повышении благосостояния, — рассуждает Игорь Моржаретто. — С другой стороны, эти дополнительные появившиеся у москвичей деньги на покупку и содержание автомобиля, собственно, и уходят. Что выигрывает конкретный человек при покупке автомобиля и выигрывает ли что-то вообще — вопрос дискуссионный. По мнению экспертов, обновление автопарка для города несомненный плюс. А вот рост числа машин имеет как плюсы, так и минусы. Причем последних, к сожалению, существенно больше. Именно поэтому городские власти и пытаются предложить москвичам реальную альтернативу автомобилям — удобный общественный транспорт. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Виктор Петрищев, кандидат экономических наук, преподаватель МГУ: — Автомобиль для московской семьи — это товар из категории must-have, что в переводе означает «должен иметься». Нужен он или нет — неважно. Автомобиль должен быть. Как джинсы в гардеробе. В итоге каждый год число машин в Москве растет на 150–200 тысяч. В этой ситуации автомобиль стал своего рода маркером — по нему можно измерять благополучие москвичей. И я бы не стал громко кричать «ура!». Все-таки средний возраст личного автопарка Москвы — более восьми лет. Это довольно много. Поэтому тот факт, что растет число новых автомобилей, и особенно иномарок, средняя цена которых выше миллиона рублей, по-настоящему отраден. Почему их число увеличивается? По всей видимости, потому, что растут реальные доходы москвичей. Сегодня средняя зарплата московских учителей составляет, по официальным данным, около 90 тысяч рублей, а врачей — около 135 тысяч. Средняя городская зарплата превысила 70 тысяч рублей. В общем, покупать есть на что, и москвичи этой возможностью активно пользуются. ЦИФРА 2030 год обозначен ГИБДД в России как дата, к которой смертность в результате дорожно-транспортных происшествий будет сведена к нулю. В прошлом году на дорогах страны погибли 19 088 человек.