Москва, 14 мая - "Вести.Экономика". Уже на этой неделе в России может появиться новый закон о валютном регулировании и валютном контроле. Что он собой представляет и зачем это нужно? В конце прошлой недели замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что требования по обязательной репатриации валютной выручки будут либерализованы, а штрафы отменены. Это достаточно важный момент, поскольку для российских экспортеров эти штрафы являлись серьезной проблемой. Сейчас штраф составляет 1/150 ставки ЦБ (7,25%) от неполученной суммы за день просрочки, т. е. около 0,05%. Если же деньги вообще не поступили, штраф может составить 75–100% суммы.Часто штрафуют на 75–100% еще до поступления выручки, только если срок возврата нарушен, приводят "Ведомости" слова одной из таких компаний. Правительство не даст им денег в капитал, но создаст специальный орган для борьбы с санкциями. Штраф можно обжаловать в суде, но на процессы уходит много денег и времени, говорит сотрудник международной компании: с одной стороны, власти пытаются стимулировать экспорт, а с другой – обременяют штрафами за вину контрагента.Впрочем, прежде всего данное изменение касается компаний, попавших под санкции США. Они попросту не смогут выполнять требования валютного контроля.Для бизнеса смягчение валютного контроля означает, что они смогут в обход санкций рассчитываться с контрагентами с банковских счетов за границей. Но, по мнению экспертов, далеко не факт, что таким образом удастся обойти санкции, к тому же, если вводить какие-то изменения, их нужно вводить для всех компаний, а не для отдельного круга. Сам по себе закон об обязательной репатриации у экспертов вызывал и вызывает много вопросов. Существующий закон не только является "неудачным наложением друг на друга валютного контроля и норм FATF", но и "тормозит" развитие отечественных экспортеров, считает Владимир Чикин, партнер практики таможенного права и внешней торговли Goltsblat BLP. "Компании-экспортеры и так несут двойные риски: "стандартный" риск неоплаты товара, а также штрафы в размере от 75-100% штрафа за неполученные средства. Экспортеры часто пытаются эти меры обходить, создавая офшорные компании. С одной стороны, они снижают собственные риски возможной административной ответственности. С другой стороны, повышаются риски вывода средств за рубеж и ухода от налогов. В текущей редакции закон препятствует развитию деятельности отечественных экспортеров, ведет к офшоризации российской экономики, а также не имеет экономического смысла. Единственный его "смысл" – привлечение компании к ответственности, однако его трудно назвать рациональным". Источника: pravo.ru Напомним также, что в январе этого года глава Банка России Эльвира Набиуллина вполне официально объявила нормы законодательства о репатриации выручки устаревшими. Однако отметила, что действующая система контроля над незаконными трансграничными операциями целиком строится на институте репатриации валютной выручки - простая отмена репатриации просто разрушит ее.Отметим также, что отменить валютный контроль активно предлагал Центр стратегических инициатив Алексея Кудрина. В ЦСР, в частности, предлагается ликвидировать соответствующий федеральный закон, отказаться от обязательной репатриации валютной выручки, объединить понятия валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усилить исполнение Росфинмониторингом норм FATF. Отмечается, что предложенная реформа крайне проста и не потребует радикальных изменений, ее предлагается закончить уже в 2019 г. Общая схема отмены норм ограничения потоков капитала во всех развитых странах сходна, но остаточные элементы валютного контроля сохранились в большинстве крупных юрисдикций.Эксперты же предложили России присоединиться к Кодексу ОЭСР, отменив при этом закон "О валютном регулировании" и перенеся часть его норм в Гражданский кодекс и закон "О рынке ценных бумаг".Тем самым совпадут понятия налогового резидента и валютного резидента. Норму об обязательной репатриации капитала авторы предложили просто ликвидировать по схеме Бразилии, которая применяется в стране с 2010 г.Кроме того, предложено заменить норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте, на "территориальную норму", согласно которой расчеты в РФ должны осуществляться в рублях, трансграничные операции — в валюте, устраивающей контрагентов.