АРХАНГЕЛЬСК, 13 мая. /ТАСС/. Первый фестиваль морского флота Арктики открылся в воскресенье в Архангельске. Впервые жители и гости города с 13 по 15 мая могут посетить действующие архангельские ледоколы и познакомиться с научно-экспедиционным судном "Профессор Молчанов", с борта которого ученые исследуют арктические моря. Профориентационный фестиваль Жители Архангельска с воскресенья по вторник могут увидеть три архангельских ледокола - "Капитан Евдокимов", "Диксон" и "Капитан Чадаев", и научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов". Директор Арктического морского института Елена Смягликова сказал ТАСС, что это важно для будущих моряков: сейчас в местном вузе учится 683 курсанта и с каждым годом конкурс в институт все больше. "Морская отрасль претерпевает серьезные положительные изменения, улучшается флот, растут требования к безопасности мореплавания в ледовых условиях. Дефицит [кадров] в морской отрасли сейчас 12-13%, поэтому практически все наши курсанты идут работать на флот, по специальности", - подчеркнула Смягликова. Второкурсник Арктического морского института Андрей Кувалдин учится на судомеханика. "Выбрал эту специальность, потому что с самого детства нравилось разбираться в двигателях. Мой дед был судомехаником, мой дядя был судомехаником, и я решил пойти по их стопам", - улыбается курсант. Этим летом ему предстоит первая морская практика. А третьекурсница Анна Башкирцева уже проходила морскую практику. "Я полгода была в море, на круизном лайнере "Князь Владимир", который ходит в Сочи, Новороссийск, Ялту, Севастополь. Работала с картами, прокладывала маршрут, - говорит Анна. - И за штурвалом стояла, вполне комфортно себя чувствовала". Миниатюрная голубоглазая блондинка учится на судоводителя - из 130 курсантов на ее курсе всего три девушки. "У меня дедушка был моряк, и, когда он говорил про море, очень нравилось. Я училась в кадетском классе, и недавно получила корочки матроса - в этом году пойду матросом в Тюмень на грузовое судно". Аня говорит, что тяжелой работы не боится. "Красить, убирать, и картошку чистить - я к этому готова". Судно-исследователь Научный флот на фестивале представляет "Профессор Молчанов". В 2018 году он отправится в юбилейный десятый рейс Арктического плавучего университета - это совместный проект Северного Арктического федерального университета и Севгидромета. "Мы пойдем на 24 дня с 10 июля вокруг Новой Земли, будем заходить с восточной стороны архипелага на севере, - сказал ТАСС на борту "Профессора Молчанова" второй помощник капитана Игорь Плахин. - В июле там еще тяжеловато, с восточной стороны Новой Земли тяжелые льды", - пояснил он. Судно построили в 1983 году и назвали в честь советского метеоролога Павла Молчанова, который впервые в мире придумал и испытал радиозонд. На "Профессоре Молчанове" есть гидрологическая лебедка, чтобы брать пробы воды и донного грунта, кран грузоподъемностью 5 тонн, а на корме может поместиться очень много груза. "Гидросамолет у нас, правда, два года назад не влез - размах крыльев оказался намного больше заявленного, а вот два судна на воздушной подушке мы спокойно перевозили", - улыбается второй помощник. Как работает ледокол Впервые в Архангельске у горожан появилась возможность посетить ледоколы, которые работают в архангельском порту. "Держимся двумя руками, когда передвигаемся по трапу, в машинном отделении аккуратно - там горячие трубы, поэтому ни к чему не прислоняться", - командует Андрей Поткин, который проводит экскурсию по ледоколу "Капитан Евдокимов. "Капитан Евдокимов" пришел в Архангельск в 1997 году, до этого ледокол работал в Тобольске, а потом несколько лет в Таганроге. Ледокол назван в честь Виктора Евдокимова, который во время Великой Отечественно войны смог перегнать суда из Архангельска и Нарьян-Мара в Восточную Сибирь, за что был награжден орденом Ленина. "У нас речной линейный ледокол, - поясняет старпом Сергей Гайдамак, - он предназначен раскалывать льды 70-80 см, хотя набегами можем и 2-3 метра торосы раскалывать. В Мудьюгском рукаве (Северной Двины) как-то стамуха (высокие льды, торосы) стояла, девять метров высотой. Мы попробовали, ледокол вот так вот заехал, - показывает, что судно встало почти вертикально". В Архангельске два года назад начали проводить туристические рейсы на действующих ледоколах. Правда, туристов сразу предупреждают, что неизвестно, когда они смогут вернуться обратно. "У нас один турист планировал на один день, а в итоге ушел в море на четверо суток, и мы его пересаживали с одного ледокола на другой, чтобы он смог вернуться в Архангельск, - рассказал ТАСС член правления Архангельской региональной туристской ассоциации Сергей Никулин. - Зато посмотрел целых три ледокола". "Капитан Евдокимов" построили в Финляндии. "Финны знают толк в сауне, - говорит, показывая сауну на ледоколе, старпом, - у них даже на судах, где экипаж четыре человека, сауна предусмотрена". Еще один архангельский ледокол "Капитан Чадаев" тоже финского производства, до этого работал на Волге, затем на Каспии. "Он базировался в Тольятти, ледоколы там работали для продления зимней навигации - на Каме работало много земснарядов, которые добывали песчано-гравийную смесь, потом на Северном Каспии", - говорит капитан ледокола "Капитан Чадаев" Валерий Квятковский. Он, как и его коллега с "Евдокимова", попал в Архангельск вместе с ледоколом. Летний сезон для архангельских ледоколов - время ремонтов. Но не всегда. В 2016 году "Капитан Чадаев" ходил в Сабетту. "Туда из Голландии шли земснаряды, мы их встречали и страховали", - рассказал Валерий Квятковский. Еще один архангельский ледокол "Диксон" снимался в фильме "Ледокол". "Там даже кое-где видно, что это "Диксон" - в Белом море проще же было снимать, чем в Антарктике", - сказал пояснил Гайдамак. В понедельник и вторник экскурсии на ледоколы продолжатся, жители города смогут также посетить открытые лекции об экспедициях в Арктику.