От “Клана Сопрано” до “Фарго”: 5 сериалов о гангстерах
Образ мафиози в сериалах — вещь довольно причудливая. Начиная с конца девяностых и появления “Клана Сопрано” телевизионные американские гангстеры становятся очень разнообразными. Фильмы о них — уже не просто детективные истории с криминальными разборками, а культурный феномен, затрагивающий важные социальные и нравственные проблемы: состояние общества, изменение традиций, а также административной и политической системы в стране. Меняется и сам герой — это, с одной стороны, негодяй, а с другой — обычный сомневающийся человек, который, несмотря на свою деятельность, мало чем отличается от остальных. Мы собрали пять американских сериалов о гангстерах, изменивших отношение к жанру. “Клан Сопрано” (1999—2007) Тони Сопрано — главный герой сериала “Клан Сопрано” — гангстер, мафиози, глава преступного итальянского клана, при всей своей, казалось бы, однолинейности, навязанной в рамках жанра, герой достаточно неоднозначный. Это, с одной стороны, — жестокий мафиози, живущий по принципам и понятиям, установленным кланом, а с другой — эдакий полноватый добряк, семьянин, который ходит на сеансы терапии к психоаналитику. Именно этим и примечателен “Клан Сопрано” — рефлексией. Тони Сопрано — рефлексирующий разбойник. Эдакое сочетание старого доброго фрейдизма вкупе с классическим жанром про бандитов. И перед зрителем предстают не только разудалые похождения Тони и членов его команды — но и в большей степени его попытка осознать самого себя, что для подобного киножанра — вещь довольно новая. Сюжет строится вокруг того, как Тони пытается сохранить баланс между требованиями криминальной организации и жизнью вне ее. Кинокомпания НВО выпустила сериал на экраны в 1999 году, а закончился он в 2007, всего вышло шесть сезонов. С самого начала “Клан Сопрано” стал культурным феноменом, вызвав бурную реакцию критиков совершенно иным подходом: к показу жизни мафии, американской семьи, проблем итало-американского сообщества в США и границами того, что в обществе тех лет считалось моралью. “Я подумал: это шоу о парне, которому за 40. Он унаследовал от отца бизнес. Он пытается вести дела в современных реалиях. Он сталкивается со всеми сопутствующими этому проблемами. У него властолюбивая мать, из-под контроля которой он пытается выйти. Он любит свою жену, но при этом крутит романы на стороне. У него двое детей-подростков, приходится решать их проблемы тоже. У него полно забот, у него депрессия, он начинает посещать психотерапевта, пытаясь отыскать в собственной жизни хоть какой-то смысл. Я пришел к выводу: единственное различие между ним и всеми моими знакомыми состоит лишь в том, что он — дон Нью-Джерси”, — так описывал свои впечатления Крис Альбрехт, директор НВО. «Лиллехаммер» (2012—2014) В центре сюжета — история об уже немолодом гангстере из Нью-Йорка Фрэнке Тальяно, сдавшем своего босса нью-йоркской полиции и по программе защиты свидетелей вынужденном переехать в Лиллехаммер — небольшой городок на востоке Норвегии. Исполнительный продюсер фильма и главный герой — Стивен ван Зандт, ранее уже игравший гангстера в “Клане Сопрано”. Его герой Фрэнк мечтает найти в Лиллехаммере рай с “чистым воздухом, белым снегом и клевыми телками” вдали от соблазнов Нью-Йорка и от карателей мафии. Но реальность оказывается не такой, как мечты. Потому что, чтобы заработать денег, приходится вернуться к старым делам. Небольшие роли в фильме сыграли специально приглашенные для этого известные в Норвегии личности (в частности, юная певица Анджелина Джордан). «Фарго» (2014-…) “Фарго” — это телесериал-антология, то есть его сезоны объединены не общими героями и сюжетной линией, а, скорее, одной идеей. Сериал снят режиссером Ноа Хоули по мотивам одноименного фильма братьев Коэнов, которые также выступили исполнительными продюсерами. «Мне нравится идея того, что где-то там существует огромная книга в кожаном переплете о настоящем детективе на Среднем Западе, а фильм был бы ее четвертой главой, а первый сезон — девятой и второй сезон — второй. Вы можете листать страницы этой книги, а там будут собраны все истории вместе. …Мне нравится идея, что они все связаны каким-то образом. И неважно — линейно, буквально или тематически. Они просто вместе», — так объяснял концепцию сериала Хоули. Несмотря на то что режиссура принадлежит не Коэнам, в сериале ощущается их узнаваемый почерк. В центре каждого из сезонов — детективная линия, расследование череды убийств, произошедших в Миннесоте, которое ведет сотрудница полиции. Первый сезон телесериала «Фарго» содержит множество отсылок к оригинальному фильму братьев Коэн, начиная с целых сюжетных линий и заканчивая мелкими деталями. Проект воссоздает прототипы персонажей и атмосферу провинциального зимнего городка, и все это щедро сдобрено черным юмором. Сериал завоевал несколько престижных премий: “Эмми” за лучшую режиссуру и “Золотой глобус” за лучший мини-сериал и лучшую мужскую роль. «Прослушка» (2002—2008) В центре сюжета американского сериала “Прослушка” — история подразделения полицейских в Балтиморе, которые с помощью специальных средств и мероприятий по прослушиванию, а также скрытой видеосъемки пытаются довести до суда расследование преступлений организованных преступных групп, занимающихся незаконным распространением наркотиков. При этом детективам приходится сталкиваться с политическими и коррупционными мотивами их собственного начальства. Режиссер сериала — Дэвид Саймон, в прошлом бывший журналист криминальной хроники. Всего у сериала вышло пять сезонов, и каждый рассказывает об определенной стороне жизни в Балтиморе: наркоторговля, СМИ, городская администрация, морской порт, школы. Сериал стремится воссоздать реалистичный облик американского городка. В свою бытность журналистом в издании “Baltimore Sun” режиссер провел целый год, исследуя деятельность убойного отдела полиции Балтимора, и этот опыт лег в основу сначала книги, а потом и сериала. Добавим к слову, что “Прослушка” — любимый телесериал предыдущего президента США Барака Обамы. Сериал высоко оценили ведущие издания, так, например, Times включил «Прослушку» в свой список «100 лучших телесериалов всех времен», TV Guide назвал «Прослушку» в числе шести величайших шоу всех времен, а Entertainment Weekly поместил сериал на 6-ю позицию в своем списке «26 лучших культовых телешоу всех времен», журнал Rolling Stone дал «Прослушке» 2-е место в своем списке «100 величайших телешоу всех времен». Подпольная империя (2010—2014) Сценарист “Подпольной империи” — Теренс Уинтер, ранее написавший сценарий к “Клану Сопрано” и удостоившийся за это премии “Эмми”. Режиссером первого сезона стал знаменитый Мартин Скорсезе. Время действия “Подпольной империи”— 1920 год, расцвет “сухого закона” в США. Интересный факт: специально для сериала был воссоздан городской квартал Атлантик-Сити со всеми интерьерами, что стоило порядка 5 миллионов долларов. Более того, Скорсезе требовал, чтобы даже деревянный настил набережной был точно такого же размера, каким он был в 20-е годы. История начинается за несколько часов до принятия “сухого закона”, и городской казначей, а по совместительству — босс местного криминалитета, Енох “Наки” Томпсон решает заработать на подпольной торговле алкоголем. Но таким предприимчивым оказывается не он один: в дело вступают главари преступных группировок Чикаго и Нью-Йорка. Бороться с алкогольной контрабандой пытается Нельсон ван Алден, спецагент Службы внутренних доходов, возглавляющий отделение нового департамента по борьбе с незаконным оборотом алкоголя. “Подпольная империя” получила более 10 премий “Эмми”, 2 “Золотых глобуса”, 4 премии гильдии киноактеров США, а также “Грэмми” за лучший альбом для кино и телевидения.