Небольшой российский снегоход, вооруженный пулеметом, согреет даже при 50-градусном морозе
Спустя несколько десятилетий после развала Советского Союза ежегодный парад в День победы в честь разгрома нацистской Германии во Второй мировой войне продолжает оставаться отличной возможностью продемонстрировать самые современные российские танки, мобильные баллистические ракеты, боевые самолеты и авиационные ракеты, а также другие крупные военные установки. Может показаться, что небольшой и вооруженный снегоход «Беркут-2» с обогреваемой кабиной больше подходит для перевозки членов преступной группировки в каком-нибудь боевике, однако этот снегоход — наиболее интересное транспортное средство из числа показанных в этом году на параде, а его появление свидетельствует о расширяющейся милитаризации российского арктического региона. Российская фирма НПО «Транспорт» (она находится в Нижнем Новгороде, в западной части России) создает эти небольшие транспортные средства, которые представляют собой, по сути, кузов небольшого автомобиля, размещенный на шасси снегохода. «Беркут-2» известен также как ТТМ-1901-40, а та конкретная модель, которая была показана на параде, является доработанной и военизированной версией оригинальной машины ТТМ-1901. НПО «Транспорт» также производит целый ряд тяжелых и способных передвигаться по снегу транспортных средств для промышленных целей, в том числе для нефтяных и газовых месторождений, и первоначально «Беркут» предназначался, в основном, для гражданского рынка. В 2015 году, по сообщению этой компании, она получила контракт от Министерства обороны, а через год поставила первую партию «Беркутов-2» в количестве 40 единиц, в которых было одно водительское место, а также одно дополнительное сиденье в закрытой кабине. «Региональные власти (в российских арктических зонах) помогали нам разработать и создать более совершенное транспортное средство, — сказал в октябре 2016 года генеральный директор НПО „Транспорт" Николай Веселов. — в этом году нам была предоставлена субсидия в качестве компенсации части наших инвестиций в развитие производственных мощностей — 3,3 миллиона рублей», что составило в то время примерно 53 тысяч долларов. «Беркут» и «Беркут-2» — относительно простые транспортные средства. В первоначальном варианте использовались компоненты кузова малогабаритного автомобиля советской эпохи ВАЗ-1111 «Ока». «Ока» затем получила название «Лада», но в 2008 году выпуск этих автомобилей был прекращен. «Беркут-2» имеет значительно более обтекаемый кузов, который, похоже, уже не имеет ничего общего с «Окой». Как первоначальная, как и усовершенствованная модели оснащаются одним и тем же 80-сильным мотором от автомобиля ВАЗ-21213, который можно обнаружить на некоторых моделях популярного внедорожника «Лада-Нива». Внизу «Беркуты» имеют традиционную для снегоходов конструкцию — две сочлененные лыжи впереди для управления, а сзади гусеничные тележки, которые обеспечивают движение. По мнению специалистов НПО «Транспорт», предельная скорость «Беркута-2» составляет около 60 километров в час, однако пока не ясно, какой должна быть поверхность для достижения подобного результата. По данным производителя, «Беркуты», в среднем, способны преодолеть 200 километров на одной заправке бензином. Кроме того, они имеют небольшой размер, и их можно перевозить на относительно небольших грузовиках, обеспечивая тем самым их быструю доставку в покрытые снегом районы, а также их возвращение назад. Во время парада в День Победы эти снегоходы размещались на гражданском грузовике с безбортовой грузовой платформой. Многие российские военно-транспортные самолеты, в том числе Ил-76, без труда могут перевозить «Беркутов» в своих грузовых отсеках. И то же самое можно сказать о военных транспортниках Ан-32 и Ан-76. Вертолеты Ми-8/17 могут перевозить их на внешней подвеске или даже внутри своих кабин. Все это может сделать «Беркуты» привлекательным средством для обеспечения дополнительной мобильности десантных подразделений и сил специального назначения, выполняющих непродолжительные операции в отдаленных арктических регионах. Российские десантники уже выполняют прыжки с парашютом за линией Северного полярного круга. «Беркуты» способны буксировать около 300 килограммов груза, для чего понадобятся грузовые сани. На видео российского Министерства обороны показано, как эти транспортные средства тянут за собой с помощью каната солдат на лыжах. Военизированная версия «Беркута» имеет над кабиной водителя турель для установки пулемета, что обеспечивает определенную, хотя и ограниченную местную защиту. На основе того, что было показано на параде в День Победы, а также в официальных видеоматериалах, можно сделать вывод о том, что на этом транспортном средстве будет устанавливаться, в основном, ПКП «Печенег» калибра 7,62 — это наиболее современная версия традиционного легкого пулемета советской эпохи из серии ПК. Кроме того, «Беркуты» имеют коммуникационное оборудование, а также средства спутниковой навигации. Однако наиболее значительная характеристика «Беркута» — это его система отопления. НПО «Транспорт» утверждает, что она способна обеспечить в салоне комфортабельную температуру 18 градусов Цельсия (64 градуса по Фаренгейту), даже если за бортом она опустится до минус 50 градусов. Это, несомненно, очень желанное изменение, по крайней мере, для водителей, управлявших ранее обычными снегоходами, а также собачьими и оленьими упряжками, которые не защищали их от непогоды. Однако солдаты, размещаемые в санях или едущие на лыжах, а также пулеметчик наверху никакой защиты от непогоды не получат. Все эти качества делают «Беркуты» идеальным транспортным средством для патрулирования и других операций по поддержке во все более важном в стратегическом отношении арктическим регионе, а также вокруг него. Значительная часть территории северной части России находится выше широты Северного полярного круга. С 2014 года по указанию российского президента Владимира Путина военные страны расширяют свое присутствие в этом регионе — они модернизируют старые, заброшенные базы, а также возводят новые. В апреле 2017 года российские официальные лица открыли первую такого рода базу, получившую название «Арктический трилистник». Этот комплекс находится на острове Земля Александра в архипелаге Земля Франца Иосифа — это значительно выше широты Северного полярного круга, в районе Баренцева моря. В течение длительного периода времени комплекс отрезан от материковой части России, и поэтому там имеется своя электростанция для того, чтобы сохранять способность функционировать глубокой зимой. Снегоходы, а также другие транспортные средства подобного типа необходимы для передвижения на этой, в целом, негостеприимной местности. Российские арктические войска получают специальные зенитно-ракетные комплексы, вертолеты, а также другое оборудование, которые можно использовать в экстремальных погодных условиях. Военно-воздушная, военно-морская активность и особенно патрулирование подводных лодок и других подводных аппаратов также имеют очень важное значение для этого региона. Хотя «Беркуты» и являются относительно мирным дополнением к этим силам, они, судя по всему, будут довольно активно использоваться как во время учений, так и в ходе возможных кризисов, а также для осуществления таких каждодневных видов деятельности как патрулирование. Судя по всему, они особенно хорошо подходят для транспортировки персонала и грузов в отдаленные арктические базы, а также для осуществления наблюдения за этими базами и их охраны. «Беркуты» просты и недороги в эксплуатации и обслуживании, и поэтому они являются хорошим выбором для использования в тех регионах, где может быть сложно получить запасные части и другую необходимую техническую поддержку. Российские военные продолжают увеличивать свою активность в арктическом регионе, а также вокруг него, и поэтому вполне можно предположить, что мы увидим все больше «Беркутов» не только на парадах и в редких рекламных видеороликах.