На Дону развязывают узел водных проблем

23 апреля в хуторе Арпачин Ростовской области был дан официальный старт строительству Багаевского гидроузла, который призван решить проблему маловодности в регионе и облегчить судоходство на Дону. В торжественной церемонии закладки первого камня приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Как сообщают в Минтрансе, проект станет самой масштабной стройкой на российских внутренних водах со времен СССР и поможет кардинально улучшить водную инфраструктуру региона. Ведь благодаря гарантированной глубине судоходных путей до 4 метров появится возможность увеличить загрузку судов, проходящих через Ростовскую область. Объем инвестиций в строительство Багаевского гидроузла, которое совместно осуществляют Минтранс и Росморречфлот, превышает 22 миллиарда рублей, что делает его сопоставимым с еще одним масштабным инфраструктурным проектом в Ростовской области – аэропортом «Платов». Максим Соколов назвал начало строительства «историческим событием, которого ждала вся транспортная отрасль», и это не преувеличение. Работы над проектом были начаты еще в первой половине 80-х годов. Однако запланированное на конец десятилетия строительство было отложено из-за экономической ситуации, а затем и развала Советского Союза. Вопрос Багаевского гидроузла снова возник на повестке дня только после ввода в эксплуатацию второй нитки Кочетовского шлюза в 2008 году. Новый гидроузел был включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». «Строительство объекта позволит повысить пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечить безопасность судоходства, решить задачи гарантированного водозабора и приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища», - сказал глава Минтранса на торжественной церемонии закладки первого камня. Гидроузел должен решить и проблему маловодья, с которой регион столкнулся, например, летом 2015 года. Тогда на проблемном участке Дона наблюдалось рекордное падение уровня воды до 2,7 метров, в результате чего возникли трудности не только с судоходством, но и с водоснабжением. В ряде районов области из-за критического положения с обеспечением водой был введен режим чрезвычайной ситуации. Проблемы с судоходством из-за маловодья возникали и в 2016 году. Багаевский гидроузел должен стать четвертым низконапорным гидроузлом, после уже существующих Кочетовского, Николаевского и Константиновского. В состав гидроузла должны войти водосливная плотина, земляная плотина (длиной 220 метров), судоходный двухниточный шлюз (с габаритами камер 155 метров в длину и 18 метров в ширину), и рыбопропускное сооружение. Максимальный напор должен составить 3,7 метра. Первый этап работ предусматривает сооружение судоходной прорези для переноса судового хода на период стройки, строительство причала стройбазы, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений, возведение ЛЭП для энергоснабжения строительного городка. Ожидается, что подготовительные работы завершатся к концу 2018 года, а окончательный срок сдачи проекта намечен на декабрь 2020 года. Естественно, когда речь идет о реализации таких крупных проектов, неизменно возникают вопросы о том, как они повлияют на экологию региона. - Помимо экологических экспертиз, в Ростовской области проводилось несколько общественных слушаний, в результате некоторые предложения были учтены, а сам проект скорректирован так, чтобы минимизировать возможный ущерб для окружающей среды, - отмечает руководитель проекта (АО «Акватик») Леонид Шурухин. Как рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев, все экспертизы подтвердили безопасность проекта и его соответствие экологическим стандартам. Берегоукрепительные сооружения в границах будущего гидроузла не позволят произойти затоплению территорий, а рыбопропускные сооружения обеспечат свободный проход рыбы. В уже существующих гидроузлах Волго-Донской системы такие элементы не были предусмотрены. По мнению губернатора, Багаевский гидроузел станет важной частью новой экономики региона и даст позитивный импульс ее развитию. «Реализация проекта обеспечит сохранение уровня реки Дон для нормального продвижения судов, решение вопросов социального характера. Будут обеспечены потребности многих населённых пунктов в бесперебойном водоснабжении, агропроизводства – в мелиорации. Проект – это новое движение вперед», - убежден глава Ростовской области.

На Дону развязывают узел водных проблем
© Свободная пресса