Вечные переселенцы: когда старообрядцы Приморья вернутся на исконные земли?
Событие уникальное - обычно памятных знаков удостаиваются воины, политические деятели, учёные. В советские времена это стало бы нонсенсом. Решение об установке доски принято общественностью и поддержано властью. Человек запомнился благими деяниями. Его детище - первый в крае в постперестроечные времена приют для обездоленных, где в лихие 90-е годы спасались нуждающиеся. По мнению экспертов, интерес к теме старообрядчества напоминает игру в туристический бренд. Но именно эти группы людей, оберегающие традиции и культуру, в XIX-XX веках распахали первые приморские десятины. С них брали пример и без того образцовые японцы. Сегодня на официальном уровне возникают мысли вернуть как можно больше старообрядцев. Пока эти случаи единичные, и не всегда удачные. Всё бросил ради храма Будущий священник Александр Шестаков родился в 1967 г. в селе Каменка Дальнегорского района в обычной советско-крестьянской семье. Совпадение это или нет, но до революции здесь жили старообрядцы. Он об этом вряд ли знал, окончил восьмилетку, выучившись в СПТУ на монтажника железобетонных конструкций. Служил в армии, увлекался кикбоксингом, был по меркам сельским парнем хозяйственным и зажиточным. И вдруг всё бросил, и поехал в Большой Камень строить храм. - В 90-е годы советская власть рушилась, в России наблюдался всплеск религиозности, - рассказывает казачий священник Елисей Елисеев. - Помнится, в Приморье приезжали учёные из Италии, чтобы провести исследование феномена роста религиозности на постсоветском пространстве. По их подсчётам к вере пришли более 100% населения, так как некоторые выбрали две-три религии одновременно. Такова реакция на многолетние запреты. Прошло время, ситуация успокоилась, мода на веру прошла. Александр Шестаков был другим - не следовал сиюминутным влечениям, не бежал, не искал укрытия в вере. Кикбоксер, уличный драчун, мастер на все руки. В Большой Камень приехал по просьбе девушки, будущей жены, матушки Татьяны. - Нищета, голод, холод, отсутствие у людей обуви, одежды, - продолжает отец Елисей. - За небольшой срок пребывания на посту настоятеля церкви, он сделал много для общества. В Суходоле основали первый после советской власти приют для бездомных «Надежда», где полторы сотни детей и взрослых обретали временное убежище. Некоторые жили в приюте годами. Тогда не было государственных учреждений, считалось, что беспризорности в стране нет. Знающие его люди вспоминают, какой он был человечище. Как в одиночку отапливал церковь, жил впроголодь, думал о нуждающихся прихожанах, помогал строить храмы в других городах. В 2008 г. отец Александр погиб в автокатастрофе. - Мы акцентируем внимание детей, жителей Большого Камня: такая жизнь обществом почитаема. - Добавил собеседник. - Святых на небе, гораздо больше, чем в святцах. Старовер - японцам пример Когда старообрядцы стали возвращаться на приморские земли, селясь обособленно, чураясь шумного социума, к ним возник не вполне здоровый интерес. Что за диковинка, эти угрюмые люди? Журналисты поехали в глухомань, чтобы сфотографироваться с колоритными бородатыми крестьянами, посидеть с ними за одним столом на Пасху, побывать на свадьбе, перенять суровые методы воспитания. Предприимчивые турфирмы стали использовать староверов, словно навороченный бренд в рекламе. Не остались в стороне от всего «исконного» и политики. Да толку? Разве знают, помнят, что история Приморья начиналась, в том числе, со старообрядческих общин? Царское правительство, ранее отвергнув раскольников, вдруг вспомнило об их трудолюбии и неприхотливости в быту. Вот они, лучшие кандидатами на переселение, дошло до чиновников. По неофициальным данным староверов в начале ХХ века в Приморье насчитывалось около 80% от общего числа населения. Это были большие семейные кланы, жители целых сёл, единоверцы с Урала и Алтая, Сибири и Поволжья. - После революции какое-то время своеобразная старообрядческая республика сохранялась на севере края, - уточняет Елисей Елисеев. - Они расплачивались с советской властью пушниной и золотом, не признавая денег. Потом это сыграло трагическую роль, был спровоцирован бунт, в итоге вырезали почти всё мужское население. Немногие успели уйти в Китай. До 90-х годов небольшие группы старообрядцев сохранились в Хабаровске и селе Свободном, на Седанке во Владивостоке. Потомки староверов расселились по всему миру. Поселение Романовка бежавших из России старообрядцев, выросло в 30-е годы между китайскими городами близ КВЖД. Оно стало предметом большого исследования японского учёного Ямадзоэ Сабуро. Тот оставил на память коллекцию фотографий, показывающих жизнь образцового крестьянского хозяйства. Сегодня снимки хранятся в Приморском музее им. Арсеньева. - Заведующая реставрационной мастерской Вера Кобко и главный хранитель музея Нина Керчелаева проделали большую экспедиционную работу, разыскав людей, кто был на фото или их родственников и друзей, - рассказала старший научный сотрудник музея Елена Сушко. - Обычные фотографии превратились в рассказы о судьбах людей. Потомки «романовцев» сегодня проживают в Бразилии, Южной Америке, Австралии. Путь их предков начинался из Владивостока. Они записывали всё, что удавалось узнать, что говорила о них родня, соседи, знакомые. Так воскресили целый пласт истории. Оказалось, что японцы пристально интересовались организацией крестьянского хозяйства. Они подробно написали о людях, пришедшие из далёких окраин. Это не просто воспоминания - автор фотографий Ямадзоэ Сабуро оставил научно-исследовательский труд. Там есть любопытные детали: сколько русский человек съедал в день калорий, сколько энергии тратил на труд. Фиксировалось всё: приёмы строительства, земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства, особенности ведения домашнего хозяйства. Благодаря упорному труду беженцев, заложенное на голом месте поселение превратилось в процветающее хозяйство. В 1945 г. глав семейств общины арестовали и отправили в лагеря. К середине 50‑х Романовка, находившаяся в то время уже в КНР, постепенно опустела. Воскресение, и никаких работ! Уроки истории кому-то нипочём. В наши дни переселение семьи старообрядцев из Боливии в село Любитовку Дальнереческого района обернулось скандалом. Глава поселения присвоил пять миллионов рублей приезжих, но земли так и не дал. - Помогали, защищали их всем селом, главу посадили, - делится местный фермер Александр Афанасенко. - Нормальные они люди, староверы. Работяги, технику накупили. Ну а кому нужно лезть в чужой в монастырь со своим уставом? Я о другом. Напрасно всё это, думаю. Только за прошлый год из района уехало около 600 человек. Какая тут перспектива? Прекрасные фермеры и земледельцы, они сплочены между собой по всему миру. Отец Елисей рассказал, как попал в Любитовку в воскресный день: председатель общины созваниваются с поморцами, жителями Аляски, Южной Америки. Обсуждал дела семейные. Они добились получения 300 гектаров на нормальных условиях. Готовы производить сою. - То, что они нужны России, все прекрасно понимают, - считает профессор отдела этнографии, этнологии и антропологии ДВО РАН Юлия Аргудяева. - Это настоящие русские люди, труженики, которые могут работать эффективно и которые, главное, верят в Россию и любят Россию. А во время праздников или воскресений они категорически отдыхают. Этот закон строго соблюдается, даже если хозяин поманит рублём. Скорее, уйдут туда, где свобода, и никто не мешает. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Почётный атаман Амурского войскового казачьего общества Владимир Крюков: - Старообрядчество стремительно развивало Приморский край. Они люди строгой культуры, люди памяти, защищают свою историю. Сохранили свои традиции, в отличие от казачества. Интересный факт из жизни: когда наше семейство перебазировалось в низовья Амура, меня крестила по старообрядчеству женщина, а в зрелом возрасте я принял православие. Староверы могли бы принести большую пользу сельскому хозяйству России, но им не дают развиваться. Миром правит коммерция. Вот и уходят старообрядцы в глухомань, чтобы не подчиняться администрациям. Если бы им дали свободу! МНЕНИЕ ВЛАСТИ Глава Большекаменского округа Александр Андрюхин: - Я положительно отношусь к тем моментам, которые увековечивают память значимых для региона людей. Когда человек оставил свой след в истории края. Неважно священник он или нет. Есть рамки исторических ценностей. Нужно учитывать право каждого человека на свободу на вероисповедания. Замечательно, что эти люди - созидатели, такие нужны стране, и Приморью в частности. КСТАТИ В 2018 году в администрации края намерены приступить к разработке проекта, предусматривающего содействие переселению в регион старообрядцев.