Пасха! С радостию друг друга обымем!
Вот и настал тот светлый день, который является праздником праздников и торжеством торжеств – Светлое Христово Воскресение С Пасхой, как и с другими христианскими праздниками, связана масса интересных традиций. О них мы беседуем с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии, настоятелем храма святых Царственных Страстотерпцев протоиереем Олегом Чебановым. – Батюшка, в субботу Светлой седмицы в храмах раздают артос. Что с ним делать? – Это пасхальный хлеб, который освящается в конце праздничного богослужения ночью. Артос является символом Христа, говорившего своим ученикам: «Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт...». Артос, или, как его ещё называют, просфора всецелая, начиная с Пасхи шесть дней стоит в алтаре при открытых Царских вратах. В субботу после чтения молитвы на раздробление артоса его разделяют и раздают прихожанам. Это пасхальная святыня, которую не нужно запасать впрок, засушивать до каменного состояния и потом задаваться вопросом, что с ним делать. Часть можно съесть в храме, другую – принести домашним и немного оставить до Вознесения. Артос, как и крещенскую воду и просфору, употребляют натощак и с благоговением. – Можно и нужно ли посещать кладбище в праздник Пасхи? – Нет, не нужно. Традиция эта появилась в советские времена, когда были разрушены и закрыты почти все храмы, а возле действующих церквей на большие праздники – Пасху, Рождество Христово и другие – выстраивались милицейские кордоны, которые не пускали верующих, особенно молодёжь, на богослужения. Так парни и девушки шли на хитрость: переодевались в старушек. Я сам видел фотографии таких «лжебабулек». А посещение кладбища запретить никто не мог. Поэтому люди шли на могилы к родным и близким, приветствуя друг друга: «Христос Воскресе!». Суть праздника Воскресения Христова – в победе Жизни над смертью. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И сущим во гробех живот (то есть жизнь вечную) даровав», – поётся в праздничном тропаре. А кладбище – место плача и печали. С другой стороны, родственников можно понять, так как хочется поделиться пасхальной радостью с ушедшими родными и близкими, потому что душа человеческая жива, хотя телесно он превратился в прах. Церковь установила особый день, когда верующие могут разделить с почившими родными и близкими духовное торжество – вторник после окончания Светлой седмицы. Этот день называется Радоница. Кладбище необходимо посетить и перед Пасхой, чтобы привести в порядок могилы родных после зимы. К сожалению, в этом году из-за погоды верующие не получили такой возможности. – С Пасхой также связаны традиции звонить в колокола, приветствовать друг друга троекратным целованием и другие. Расскажите немного о них. – Троекратное целование – христианская традиция, когда люди целуют друг друга во образ Святой Троицы и приветствуют словами: «Христос Воскресе!», а им отвечают: «Воистину Воскресе!». В течение 40 дней, от Воскресения Христова до Вознесения Господня, верующие в знак того, что это событие главное, при встрече вместо «здравствуйте» произносят это пасхальное приветствие. А традиция звонить в колокола достаточно старая, ещё дореволюционная. Мы прекрасно понимаем, что люди, которые воспитывались в те времена, знали смысл колокольных звонов и даже умели что-то «наиграть», и это не резало слух и не нарушало покоя окружающих. Поэтому сейчас, когда люди приходят на колокольню и пытаются звонить, кто в лес, кто по дрова, представляю состояние тех, кто живёт рядом с храмами. – Отец Олег, а к храму святых Царственных Страстотерпцев приходят желающие звонить в колокола? – Конечно. Но мы рекомендуем связаться вначале с настоятелем либо с человеком, который на приходе отвечает за приём гостей на колокольне. Звонить в колокола без благословения не пытайтесь – это грех. А лучше придите и послушайте, как не просто звонят, а благовестят звонари, и порадуйтесь празднику Пасхи. – Почему в храмах на Светлую седмицу открыты Царские врата? – Это символ того, что Воскресением Христовым открыты врата рая. И в Пасхальную седмицу, приходя на богослужения, мы вспоминаем крестную жертву Христа и Воскресение Его, через которое совершается дело спасения человечества от греха и погибели. Райские двери теперь открыты для каждого из нас. Однако вопрос о том, войдём ли мы в эти райские врата, остаётся открытым для каждого человека в течение жизни земной. И войдём ли мы в Царствие Небесное, зависит только от Господа, так как Он будет принимать решение, а не тот багаж добрых дел и мыслей, которые мы копим, несём по жизни, да ещё, бывает, и кичимся ими. Татьяна Смирнова