Как сходит Благодатный огонь
Ежегодно в канун православной Пасхи толпы паломников и праздных туристов отправляются в Иерусалим, чтобы своими глазами увидеть чудесное явление — схождения Благодатного огня в храме Воскресения. История Это богослужение, которое совершается Великую субботу, согласно греческой традиции имеет также название «чин Святого Света». Это чинопоследование развивалось в течение нескольких веков. По мнению греческого архимандрита Каллиста Милиары, исследовавшего истоки традиции, поводом к установлению чина было воспоминание событий Воскресения – когда пришедшим ко гробу мироносицам явился светоносный Ангел: «Был же вид его как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28,3). Архимандрит Каллист полагает, что именно воспоминание этого нетварного света, знаменующего свершившееся Воскресение, побудило первых христиан совершать на Пасху особый чин «раздачи света», который затем распространился в Церкви. Одним их самых древних упоминаний (IV век) о подобном богослужении в Иерусалиме является свидетельство паломницы Эгерии: «В десятый же час зажигаются все лампады и свечи, и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подаётся из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть внутри преграды». В Иерусалимской Церкви примерно с IV по VII века служба Великой субботы начиналась именно с обряда зажжения света. Архимандрит Каллиста приводит описание сформировавшегося чинопоследования почти в том виде, в каком мы его знаем, включая текст молитвы, которую Патриарх Иерусалимский читает в Кувуклии. Чудо или воспоминание о Чуде Примечательно, что в тексте этой молитвы, которая сейчас доступна для ознакомления каждому, не содержится прошения о чуде, напротив – в ней испрашивается благословение освятить тот свет, который «непрестанно и присносветло горит» на Гробе Господнем, «соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его». Споры о природе этого огня ведутся долгое время: одни считают, что это чудо, другие – что это лишь символический обряд, освящение природного огня в воспоминание о Чуде Воскресения. Первые сведения о явлении огня на Гроб Господень как о чуде появляются в источниках с IX века – до этого о регулярном схождении огня известно не было. Вероятно, распространению веры в его чудесную природу поспособствовало множество «свидетельств», которыми изобиловала паломническая литература — от древности до наших дней. С одной стороны, это естественно – Гроб Господень одна из величайших христианских святынь и вполне вероятно, что чудеса здесь происходили во все времена, ибо «Дух дышит, где хочет» ( Ин 3:8). С другой стороны, по мнению греческого исследователя Константиноса Калокириса, легенда о чудесном схождении огня сформировалась в тяжёлый для Святой земли период: в эпоху владычества мусульман и борьбы христиан за сохранность своих святынь. Затем она укрепилась в период вторжения крестоносцев и непрестанных споров церквей: недаром «регулярное чудо» многими считается доказательством истинности православной веры. Хотя ни в православном догматическом богословии, ни в постановлениях Вселенских соборов о таком явлении не упоминается, что подчёркивает профессор Николай Дмитриевич Успенский в статье «К истории обряда совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме». Мнения церквей Католическая церковь, признавая огонь освящённым, не считает его чудесным. Среди представителей поместных православных церквей также нет единодушия по вопросу происхождения Благодатного огня. Русская Православная Церковь признаёт чудесное происхождение огня, хотя среди её клириков встречаются различные мнения по этому поводу. Греческая и Армянская церкви чудесное происхождение огня отрицают. Более того, в одном из интервью 2008 года Иерусалимский Патриарх Феофил, совершающий обряд, сказал, что данное богослужение – это, скорее, именно воспоминание и изображение, носящее характер мистерии. Просветить душу Рост интереса к событию и массовый ажиотаж вокруг церемонии наблюдается примерно с конца ХХ века – с 70-90-х годов. Вероятно, немалую роль в этом сыграла экономическая составляющая: наплыв воодушевлённых и жаждущих чуда паломников (особенно из бывшего СССР) к святым местам в предпасхальный период особо сильный. Здравое суждение относительно ситуации вокруг Благодатного огня высказал глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор. По его мнению, не так важно, каким образом появляется в Кувуклии огонь. Важно, чтобы человек стремился просветить душу «Светом Истинным». Смещение акцента с веры во Христа на веру в «чудо» он связывает с отсутствием духовной и религиозной культуры. «Для многих это некое духовное развлечение, а порой и нездоровое любопытство. Если обратиться к богословам древности и наших дней, то выясняется, что искание чуда есть полное заблуждение в духовной жизни… И только человек духовно неграмотный может бегать за чудесами».