Сергей Кузнецов: для успеха новых общественных пространств надо отказаться от казенного подхода
Эволюция общественных пространств Москвы очень четко отражает процессы становления города, социального и политического строя страны. Создание СССР ознаменовались появлением множества городских парков, в 40-50 гг. символом столицы стал мега-парк ВДНХ, а на рубеже 90-х и 2000-х гг. общественные пространства стали выполнять коммерческие задачи. Современному городу нужен ответ на вопрос – какими должны быть общественные пространства, как масштабные, так и локальные. По словам Сергея Кузнецова, существует определённая иерархия общественных пространств: двор, улица, площадь, городской парк. И если еще на этапе планирования грамотно работать с каждой из этих градаций, разделив приватное и общественное, и предоставив людям архитектурно организованные места для проведения досуга, то общественный запрос будет удовлетворен. «Именно над этим мы и работаем, в том числе с помощью разработки новых нормативов, – отметил Сергей Кузнецов, – мы уже преобразовали панельное домостроение, которое сейчас соответствует абсолютно всем современным требованиям, в том числе и эстетическим, обрели новую жизнь старые советские проекты, в частности, ВДНХ, сегодня это место искренне любимо горожанами, ну и такие проекты как «Лужники» и «Зарядье» становятся новыми символами Москвы». Успех новых общественных пространств, заключил Сергей Кузнецов во многом заключается во внимании к реальным потребностям горожан и отказе от казенной показной помпы. Павел Трехлеб, директор парка «Зарядье», отметил, что несмотря на разногласия, которые возникали во время реализации проекта, количество посетителей парка и их отзывы говорят о том, что это однозначный успех. Всего несколько лет назад на этой площадке планировалось построить большой бизнес-кластер – 400 тыс. кв. м, что вызвало бы транспортный коллапс и множество других проблем. Но в 2015 году возникла идея создать парк, который бы в миниатюре показал все природные зоны России. Сегодня в Зарядье более 120 растений, а под парком расположен культурный комплекс площадью 80 тыс. кв. м, оснащенный самыми современными мультимедийными технологиями, которые недавно получили признание и международного сообщества на премии InAVationAwards2018. Галина Гордюшина, директор по проектированию гражданских проектов АО «Мосинжпроект», генподрядчика и генпроектировщика стадиона «Лужники», рассказала, что при реконструкции был сохранен внешний вид этого уникального объекта, и в тоже время создана полностью новая современная «начинка» с натуральным полем, работающем в круглогодичном режиме, и мультимедийной крышей. Таким образом, участники дискуссии сошлись во мнении, что в Москве образуется сеть современных общественных пространств с различным назначением, отвечающих запросам разных групп населения. «Магниты в развитии города надо рассредоточивать, а новые магниты создавать не в центре, а там, где возникают крупные жилые и многофункциональные кварталы, – отметил Сергей Чобан, руководящий партнер архитектурного бюро SPEECH, – Так в свое время развивался Париж: Ла-Виллет, Филармония Жана Нувеля и многие другие объекты. Именно сочетание магнитов и новых общественных пространств создает новые центры притяжения. Когда мы говорим о Бильбао, мы говорим не об единичном объекте, а о развитии территории, которая до этого вообще была никому не нужна, а сегодня это точка притяжения не только общеиспанского, но и общеевропейского масштаба. И, поэтому очень радостно видеть в Москве реализацию аналогичных масштабных проектов».