Чем запомнится президентская кампания – 2018

В России завершилась избирательная кампания, наступил День тишины. Политологи подводят итоги того, как кандидаты провели эту гонку, за какой именно электорат боролись. Среди прочего, специалисты пришли к парадоксальному выводу по поводу того, кто был главным конкурентом главного кандидата. Избирательная кампания 2018 года запомнилась в первую очередь «очевидным вниманием власти и системы избирательных комиссий к явке, – чтобы в выборах приняли участие максимальное количество избирателей», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. «По итогам кампании тренд падения интереса к выборам, – который демонстрировала, например, парламентская кампания 2016 года, – будет все-таки переломлен», ­– надеется эксперт. Мобилизация явки проходила на этот раз непрямыми средствами, говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «На парламентских выборах явка была 47%, президент России при таких цифрах избираться не может. А на фоне низкой явки на муниципальных выборах в Москве речь зашла о необходимости мобилизовать население пойти на участки. Некоторая предопределенность демотивирует отдельно взятых граждан. Возникает эффект мэрских выборов в Москве, когда значительная часть сторонников основного кандидата не пришла на выборы, думая, что он победит без них», – предупредил политолог. Как писала в понедельник газета ВЗГЛЯД, явка на выборах президента России 18 марта может составить 64%, следует из материалов, представленных ФоРГО. Согласно прогнозу специалистов, самая высокая явка ожидается в Татарстане – 82%. На трех последних местах списка разместились Дагестан (51%), Архангельская область и Петербург (по 52%), а также Курская область (53%). Явку в Москве эксперты прогнозируют в 65%. Самым проблемным для действующего президента был молодежный электорат, полагает Абзалов, – отсюда его участие в программах молодежного направления: Всемирном фестивале молодежи, проекте «Россия – страна возможностей», «Лидеры России», посещение лагеря «Сириус». «Президент пытается найти каналы коммуникации с молодежным сегментом. В отличие от той же Собчак или Грудинина, Путин не может быть президентом отдельной аудитории», – уверен Абзалов. Еще одной особенностью кампании стала борьба за новые медиа. Основные возможности нарастать свой рейтинг для кандидатов были связаны с людьми, которые не ходят на выборы – молодыми горожанами. «Наиболее эффективные инструменты – это работа с интернет-аудиторией. В этом году уникальна сама по себе борьба в соцсетях и видеохостингах. Кандидатам, их командам пришлось осваивать этот сегмент быстро, с колес», – сказал Абзалов. К примеру, коммунисты впервые сделали ставку на соцсети, в том числе на «Одноклассники». «Очевидна ставка главного кандидата Владимира Путина на коммуникацию с молодежным электоратом, различными активными группами», – вторит ему Орлов. По его мнению, поддержка главы государства будет на уровне или даже чуть выше, чем в 2012 году. Более того, «в структуре общественной поддержки Путина будет больше молодежи и больше активных избирателей, которые перемещаются по стране, не сидят на одном месте. То есть, путинское большинство в очередной раз перезагрузится за счет молодежных и активистских групп», – полагает Орлов. Директор Института политических исследований Сергей Марков полагает: кампания проходила по референдумному типу в связи с абсолютным преимуществом действующего президента. «Вопрос выбора, скорее, звучал для избирателя так: «Согласны ли вы с тем, что Владимир Путин продолжит исполнять обязанности президента Российской Федерации?» – сказал Марков газете ВЗГЛЯД. Всех остальных кандидатов он назвал периферийными, – каждый из них «де-факто боролся не за президентский пост, а скорее за будущие места в парламенте от своей партии». «Это касается коммунистов, ЛДПР и Собчак. Титов скорее боролся за места своей команды в правительстве. Это команда экономического роста и активной промышленной политики», – отметил он. По мнению Маркова, другая особенность этой кампании заключалась в более жестком, чем ранее, нажиме Запада. «Если у раньше у Путина не было конкурентов, то сейчас он появился. Это НАТО во главе с США. Они не скрывали своего желания сорвать эти выборы. Но у них это не получается сделать. Одной из главных частей плана по срыву выборов – была организация массовых волнений», – уверен Марков, добавив, что после катастрофы на Украине, однако, протестные движения потеряли легитимность в глазах большинства россиян. Важно заметить, что «кампания проходила и проходит в условиях жесткой внешнеполитической рамки, давления со стороны Запада», – согласен и Орлов, пояснив, что это давление население ощущает на себе. Вмешаться в ход выборов попытались многие западные агенты влияния, в том числе и движение «Голос», заявил газете ВЗГЛЯД профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев. Более того, по его словам. уже расписан большой тур руководства «Голоса» по западной Европе, который заканчивается в Вашингтоне, где будут говорить о нарушениях на выборах в России. «Выборы еще не состоялись, а тур расписан, билеты куплены, дни конференций объявлены», – возмутился он. Напомним, в пятницу НТВ обнародовал запись разговора, в котором неформальный лидер «Голоса» Лилия Шибанова и глава одного из западных полуофициальных НКО обсуждают, как действовать 18 марта и после оглашения итогов голосования. По данным телеканала, в России стоит ожидать провокаций финансируемых из-за рубежа НКО. В эту кампанию увеличилось число «всевозможных пабликов, финансируемых из-за рубежа: это «МБХ медиа» Ходорковского, всевозможные «Ешкин Крот» и остальные», – добавил Матвейчев. По его словам, лента «загажена» всевозможными фейками, в том числе о грядущих фальсификациях. «В интернет вбрасываются огромные деньги», – подчеркнул эксперт. Также присутствует и украинский трафик: «По моим данным, около 20 тысяч человек на Украине работают ботами, которые ведут фейковые аккаунты, где прикидываются российскими гражданами, рассказывают, как им тяжело жить, как все ужасно, как не нужно идти голосовать и так далее», – резюмировал Матвейчев. Как неоднократно отмечалось, основной задачей организаторов предстоящих президентских выборов было желание сделать процесс максимально открытым. В этом году видеокамеры установлены не только в помещениях для голосования, но и во многих территориальных избирательных комиссиях (более 2700). За вводом данных протоколов в систему ГАС «Выборы» можно будет наблюдать через интернет. Были беспрецедентно расширены возможности общественного наблюдения. Право направлять наблюдателей получили не только кандидаты и выдвинувшие их политические партии, но и общественные палаты всех уровней. Это десятикратно увеличивает число наблюдателей. Одновременно ЦИК предпринимал усилия для привлечения зарубежных наблюдателей. Если на выборах в 2012 году их насчитывалось около 700, то на этот раз около 1500. Постоянно идет модернизация технологической составляющей избирательного процесса. Сокращается время подведения итогов, исключаются ошибки при подсчете. Шесть лет назад число комплектов технических средств подсчета голосов составляло около 5500, а теперь в два раза больше – почти 13 тысяч. На большинстве участков (более 93%) протоколы об итогах голосования будут снабжены машиночитаемым кодом. Система QR-кодирования позволяет избежать ошибок при составлении протокола и не позволяет переписать его. Еще одной новацией стало включение в списки избирателей по месту нахождения – проект «Мобильный избиратель», заменивший систему открепительных удостоверений. Услугой воспользовалось более 5,6 млн человек. Как говорила на днях председатель Центризбиркома Элла Памфилова, никто не имеет право влиять на свободное волеизъявление. «Обещаю вам, никого в обиду не дадим. Все те, кто плюют на закон независимо от должности, вплоть до губернаторов, – все материалы оперативно будем передавать в Генеральную прокуратуру», – указала Памфилова.

Чем запомнится президентская кампания – 2018
© Деловая газета "Взгляд"