ЦБ создаст межведомственную комиссию, которая будет рассматривать жалобы клиентов-отказников. Об этом пишет «Коммерсантъ». Комиссия заработает с 30 марта. Клиент должен запросить у кредитной организации письменный отказ и подать его вместе с жалобой в Центробанк. Затем комиссия рассмотрит заявление в течение 20 рабочих дней. Если у ЦБ и Росфинмониторинга не будет разногласий, решение примут заочно. Если вопросы возникнут, то комиссия соберется на очное заседание, в некоторых случаях с участием клиента. Но есть коллизия: многие банки сейчас не готовы и даже не обязаны давать такие мотивированные отказы, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко: — Банки в принципе этого делать не будут. Представьте сами: вы, допустим, клиент малого бизнеса, пришли в банк с платежкой, отдали ее, а на следующий день вам из банка звонят и говорят, что платеж не прошел, Финмониторинг заблокировал. Вы приходите в банк к своей операционистке, и что, она должна вам какую-то бумажку написать? Она этого делать не будет, у нее в инструкциях этого ничего не сказано. — А что получу — просто отказ? — Устный отказ. Поэтому идея о том, что именно комиссия должна запрашивать в банке такую бумажку, более жизнеспособная. — Если я, условно говоря, запрос напишу выдать мне какую-нибудь справку, и они мне скажут: «Мы вам отказываемся предоставлять услуги»… — Вполне могут. — Проигнорировать? — Через 30 дней дадут, а ваш бизнес в этот момент будет потихоньку умирать. Бизнес умрет быстрее, чем малый бизнесмен получит разрешение на обслуживание в банках. В конце прошлого года регуляторы сообщили о начале работы над такой двухуровневой системой реабилитации отказников. Межведомственная комиссия станет вторым уровнем механизма — после рассмотрения вопроса банком. Если в законе не будет прописано, что кредитные организации обязаны указывать реальные причины отказов, они этого делать не будут, считает автор telegram-канала «Финсайд» Олег Анисимов: Олег Анисимов автор telegram-канала «Финсайд» «Если законом не будет прописано, что банки обязаны выдавать такую информацию, конечно, они это делать не будут, либо будут выдавать отписки. В принципе, они и так сейчас пишут эти отписки «в связи с выполнением 115 ФЗ...» — звучат такие общие слова, но на самом деле, никто никогда не указывает реальные причины. Они это, конечно, делать не будут, если такое не прописать в законе. Но, конечно, вот эта ситуация, когда любой банк по собственной инициативе, по собственной глупости может поместить нормального человека в какой-то черный список, причем федеральный, абсолютно не правильно, и мне кажется, то, что этим занялись, это очень хорошо. Потому что если человек реально нарушает закон, то им должна заниматься правоохранительная система. А так получается, что его, по сути, обвиняют в том, что он проводит левые операции, уходит от налогов, но никаких мер к нему не применяется. Тогда уж нужно, если мы считаем, что человек этот финансирует терроризм или уходит от налогов, занимается отмыванием капитала, проводить расследование. А такая полумера — «мы ему счет заблокируем, и пусть дальше ходит в банк, не сможет пользоваться интернет-банком, пусть делает это в отделении», — это, конечно, неправильно с точки зрения клиентской банковской этики. По сути, отписка сейчас приходит в виде SMS, в принципе, можно подавать жалобу на основании этой отписки в виде текстового сообщения. Потому что если еще и ждать это дело по почте, я думаю, что данный период затянется в любом случае». То, что у клиентов появится четкий алгоритм, по которому они смогут подать жалобу, безусловно, плюс. Другой вопрос, как эта система будет работать на практике, говорит гендиректор коммуникационного агентства Cross Media Solutions Олег Капранов: Олег Капранов генеральный директор коммуникационного агентства Cross Media Solutions «Если у предпринимателей, оказавшихся в такой ситуации, будет понятный и гласный протокол дальнейших действий, это всегда плюс. Самое беспомощное в этой ситуации, это когда ты не понимаешь что делать, не понимаешь куда идти, не понимаешь куда жаловаться, не понимаешь, в чем, собственно, ты провинился. Что касается самого факта создания комиссии, надо понимать: все действия, которые совершаются банками, совершались во исполнение решений, принимавшихся ЦБ и законодателями с подачи ЦБ. Поэтому, если это поможет как-то урегулировать проблему, то это будет замечательно, но это, опять же, к разговору о качестве законодательных инициатив и регулятивных норм, которые принимаются у нас в государстве. Они, к сожалению, зачастую непродуманные и не проходят необходимых экспертиз. Что касается срока в 20 рабочих дней, по факту — месяца, я так понимаю, что через 30 дней ты получишь тот или иной ответ, по крайней мере, ты можешь о чем-то разговаривать со своими контрагентами. Это лучше, чем неизвестность, потому что самое сложное, когда ты должен договариваться с людьми, но ты не понимаешь, о чем тебе с ними договариваться, потому что у тебя нет вообще никаких горизонтов. Наверное, это, скорее, хорошо, но, к сожалению, как это часто бывает, все эти меры направлены, скорее, на исправление ошибок и неточностей, и недостаточного регулирования всего того, что было сделано на этапе принятия каких-то решений». Система обмена информацией между банками о неблагонадежных клиентах работает с июня. ЦБ рассылает кредитным организациям списки физлиц и компаний, которым ранее было отказано в обслуживании в других банках. До сих пор механизма реабилитации отказников, которые могли ошибочно попасть в черный список, не было. Осенью прошлого года банки получили право самостоятельно реабилитировать таких клиентов. Однако к марту восстановить обслуживание смогли только 2400 человек, половина из них — клиенты Сбербанка.