Войти в почту

Главный бой дальнобойщика Андрея Бажутина

Как преследуют Андрея Бажутина, лидера самой активной части протестующих дальнобойщиков, выяснил Sobesednik.ru. Больше десятка арестов, штрафы и долги на 1,8 млн рублей, угрозы забрать детей и лишить квартиры. «За эти два года я пережил немало такого, что раньше и представить не мог», – говорит Андрей Бажутин, один из активистов движения дальнобойщиков. «Почувствовал себя средним классом» А начиналось все хорошо. Андрей Бажутин 27 лет своей трудовой жизни крутил баранку. – Объездил всю Россию – от Дальнего Востока до Северного Кавказа, – рассказал «Собеседнику» сам дальнобойщик. – Возил грузы на Урал, в Сибирь. Доставлял материалы на все мегастройки века – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, объекты Олимпиады в Сочи, возил стройматериалы для восстановления Южной Осетии и Абхазии. Горжусь, что там везде есть и мой вклад. Дела шли неплохо. В 2004 году Бажутин смог взять первый автомобиль в лизинг. К 2007-му у него уже было 7 большегрузов, а на бывшего дальнобоя работали водители помоложе. – В этот небольшой промежуток времени – до кризиса 2008 года – успел почувствовать себя крепким средним классом. Смог позволить себе и автомобиль за миллион, и даже катер за 1,5 млн, недвижимостью обзавелся. Но это не только у меня, тогда все грузоперевозчики переживали расцвет, – делится Бажутин. «Богатый период» закончился, а к 2015 году пришлось закрыть ИП, распустить шоферов и самому вернуться за руль. К тому времени уже подрос старший сын, он и стал вторым сотрудником маленького предприятия. – Концы с концами сводили, – не жалуется дальнобойщик. – А в 2015 году я ушел в рейс на Надым, возвращаюсь – жена мне говорит: вводят какой-то «Платон», деньги будешь платить за каждый километр. Я отмахнулся – не может такого быть! А когда понял, что это правда, попытался сначала честно зарегистрироваться в системе, чтобы законно работать. Но не смог – у них тогда то сбоило, то глючило. Я стал искать информацию – как быть-то? А на форумах уже вовсю закипало недовольство, и я поехал на свою первую акцию – узнать, что к чему... После этого жизнь Бажутина пошла по самому крутому и небезопасному маршруту. «Тебе и лямку тянуть» Лидером, говорит, быть не хотел. – Приезжали СМИ, нужно было общаться. А дальнобойщики – народ молчаливый, все в себе. Я раз выступил, два. А потом ребята говорят: ну раз ты начал – тебе и лямку тянуть. Возглавил созданное Объединение перевозчиков России (ОПР), – объясняет Бажутин. В 2015 году был первый арест. За несанкционированную акцию. – Жена тогда лежала на сохранении с нашим пятым ребенком, а я вез сына с тренировки, он прямо в хоккейной форме был. Когда меня увезли в полицию, домой пришли «ювенальщики», хотели забрать детей, так как они остались без присмотра. Тогда обошлось, но стало понятно, что все будет максимально жестко, – рассказывает активист. «Не любят буйных» На переговоры от лица рассерженных Бажутин ходил только раз – в Росавтодор. – Мне там сказали: посиди послушай. А я им говорю: вы тут сидите в костюмах и галстуках, а у нас люди на улице стоят. И ушел демонстративно. Больше никуда не звали. Не любят у нас буйных, – резюмирует активист. Бороться с системой решились лишь немногие водилы // Фото: Global Look Press За 2 года протестов у Бажутина было около десятка задержаний – от 1–2 до 15 суток. Трижды лишали водительских прав, что для семьи означало потерю основного дохода. – По каждому случаю мы судимся, там поводы все надуманные. То из какого-то региона сообщают, что наблюдали выезд бажутинского авто на встречку, то еще что-то подобное – высосанные из пальца истории, чтобы создать сложности в жизни, – считает адвокат Динар Идрисов. На декабрь 2017 года были большие планы: Бажутин хотел организовать новую акцию и… выдвинуть свою кандидатуру в президенты РФ. Но 11 декабря его подловили, когда он без прав перегонял машину жены в гараж. – Подшаманить надо было, чтобы детей возить в школу. Вот и рискнул, виноват, конечно, что уж, – сознается водитель. – Думаю, за мной следили, потому что сразу задержали, да еще съехались все, кто мог: полицейские, приставы, борцы с экстремизмом... Один человек в погонах тогда набрал текст в своем телефоне и показал мне: «Им просто нужен был повод». Нормальные-то люди везде есть. – Дальше – чистый Голливуд. Хоть триллер снимай, – пересказывает продолжение истории Динар Идрисов. – Бажутина закрыли на 15 суток. В день освобождения, 26 декабря, его прямо за порогом спецприемника опять забирают и везут снова в суд, чтобы дать новые 10–15 суток – уже за незаконную организацию автопробега в Петербурге в апреле прошлого года. Но Бажутин из суда бежал, причем так, что никто ничего не заметил... – Ну как бежал – зашел за угол, а там черная лестница, – оправдывается беглец. – Я просто понял, что этот конвейер «кривосудия» не остановится просто так. «Давят экономически» Воздействуют, получается, с двух сторон – лишают водительских прав как источника дохода и за каждую акцию еще и штрафы выписывают. Мне, кроме ареста, присудили 30 тысяч штрафа, а пока я их опротестовывал, сумму накрутили до 60 тысяч. Вот думаю: дальше 120 будет? – задается вопросом Бажутин. ОПР признали иностранным агентом, запретили и грозят штрафом от 150 до 300 тысяч рублей. Поводом послужило пожертвование из Германии на сумму 240 тысяч в пересчете на рубли. Опровцы считают, что денежный перевод мог быть провокацией, чтобы закрыть организацию. Когда Бажутин не общается с полицейскими и надзирателями, он контактирует с судебными приставами. – Вспомнили все: и не вовремя закрытый кредит (сейчас уже выплачен), и просрочки по транспортному налогу (не платил принципиально, так как машины были не на ходу и не ездили, а сейчас Путин выпустил амнистию по таким начислениям), штрафы, пени – несколько судов ведем, – сетует Бажутин. Водитель почти с 30-летним стажем работать по специальности не может – лишен водительских прав до июня 2019 года. Пока зарабатывает авторемонтом, а финансовые дыры затыкает продажей имущества, приобретенного в более благополучные времена. – Тех ребят, которые отказываются дальше бороться, я понимаю – у всех семьи. А мне отступать некуда. Все о «Платоне» В системе «Платон» зарегистрировано более 900 тыс. автомобилей. Тариф в момент запуска «Платона» составлял 1,53 руб. за каждый километр. Были планы поднять его до 3,06 руб. за км. В итоге в 2017 году тариф был повышен до 1,9 руб. за км. В 2018 году от повышения отказались. По данным на конец 2017 года, перевозчики уже заплатили в дорожный фонд 33 млрд руб. Из этих средств было профинансировано строительство 7 мостов, 1000 км дорог в 40 городах, ремонт 24 трубопроводов. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2018.

Главный бой дальнобойщика Андрея Бажутина
© ИД "Собеседник"