Московский гигабайт
На круглом столе «Технологии, приближающие будущее» в рамках Мобильного конгресса в Барселоне Ernst & Young представила исследования рынка связи в Москве и России. По данным агентства, почти треть москвичей платит за доступ к сети не более 632 рублей в месяц и пользуется двумя подключенными устройствами. 37% горожан в качестве дополнительной услуги хотели бы иметь возможность определять местоположение членов семьи, 32% готовы приобрести дистанционные охранные системы. При этом стоимость связи остается самой низкой среди всех мегаполисов мира. Одна из очевидных причин — высокая конкуренция: в Москве активно работают все операторы «большой четверки». О том, как отразился выход компании на столичном рынке сотовой связи на уровне цен и качестве услуг, и о планах на развитие в регионе мы поговорили с генеральным директором «Tele2 Москва» Игорем Жижкиным. Чувствуете ли вы свое влияние на рынок связи: цены, критерии качества, уровень услуг в Москве? Игорь Жижкин: Очень чувствуем. И в первую очередь чувствуем это по поведению москвичей, ведь мы формируем у них желание пользоваться нашими услугами. Абоненты других операторов начинают нам доверять и переходят в сеть Tele2 со своим номером. По нашей оценке, у нас в Tele2 лучший MNP-balance в отрасли (соотношение пришедших абонентов от других операторов к ушедшим), сейчас он составляет 10 к 1, то есть на одного покинувшего нас клиента приходят десять новых. Для оператора, присутствующего на рынке чуть больше двух лет, это уникальный результат. К нам приходят абоненты из высокого сегмента, достаточно требовательные. Если они у нас остаются, значит, мы все делаем правильно. Насколько успешно идет проникновение Tele2 в московское метро? Игорь Жижкин: На 80% станций мы уже есть. За год из двухсот станций мы покрыли порядка ста восьмидесяти. Кстати, еще в мае Роскомнадзор назвал нашу LTE-сеть в подземке самой крупной. Что происходит с доставшимся вам от проекта SkyLink диапазоном 450? Вы приостановили его развитие? Игорь Жижкин: Наоборот, он активно развивается. Еще прошлым летом мы провели эксперимент: «Сапсан» прошел от Москвы до Санкт-Петербурга, машинист находился в кабине, контролировал движение поезда, но управление шло удаленно по сети LTE450, которая покрывает все расстояние между двумя столицами. Качества картинки, скорости связи, времени отклика, которые мы можем обеспечить уже сейчас, достаточно для решения задач, которые принято связывать с сетями пятого поколения. После успешного завершения эксперимента мы пришли с этим диапазоном в метро. Сейчас там работает TETRA, они используют 450-й диапазон, но для мультимедиа-данных его возможностей не хватает. А LTE450 может их передавать, и в достаточно хорошем качестве. LTE450 особенно интересен государственным структурам. Мы работаем со скорой помощью, чтобы полностью заменить радиостанции системами мобильной связи, подключить к скоростному интернету планшеты фельдшеров, которые смогут при необходимости передать картинку в больницу и оперативно получить консультацию специалистов. Планирует ли Tele2 разворачивать в Москве сети стандарта 5G, когда можно ожидать их появления? Игорь Жижкин: 5G пока находится в разработке, первые коммерческие внедрения стоит ожидать не ранее 2020-2021 года. Но мы уже задумались о внедрении 5G, в июне 2017 года мы совместно с коллегами из Nokia опытно опробовали разные сценарии применения технологий пятого поколения связи. Их коммерческое использование изменит мир телекома, да и вообще мир в целом. Во время тестирования мы достигли скоростей передачи данных в восемь гигабит в секунду. Это практически 1 Гб (для сравнения: среднестатистический москвич потребляет в месяц всего 7-8 Гб). Представляете, какой высокой скорости может достигать 5G? Обычным пользователям вряд ли она будет в принципе нужна, а вот M2M-устройства и «интернет вещей» получат новую жизнь. 5G положит начало принципиально новому уровню развития технологий «умного» дома, беспилотным автомобилям, телемедицине, промышленным технологиям. Где проходит конкуренция «большой четверки» в Москве: цена, маркетинг, качество связи? Игорь Жижкин: В Москве основная конкуренция в качестве сервиса. По уровню ARPU (средний чек) Tele2 в Москве не сильно отличается от других операторов «большой четверки». Но при этом мы получаем очень хороший входящий поток клиентов, потому что даем достойный сервис, высокое качество связи и не навязываем ненужных услуг, за которые потом приходится расплачиваться абоненту. Поэтому можно уверенно сказать, что мы зарабатываем на высокой лояльности и доверии абонентов. На вашей сети работает много виртуальных операторов (MVNO). По сути, вы стали «фабрикой MVNO». В чем выгода для вас? Игорь Жижкин: Мы видим в MVNO хороший потенциал роста. Сегодня в России доля виртуальных операторов составляет чуть более 1%, а в перспективе пяти лет, по нашей оценке, она увеличится до 15%, и мы претендуем на эту долю. Мы стремимся сделать MVNO массовым явлением и запускать виртуальных операторов для нишевых целевых аудиторий, так называемых комьюнити по интересам. В выгоде остаются все: и компания-партнер, и Tele2, которая таким образом наращивает долю на насыщенном рынке, и потребитель, для которого создают персонифицированные предложения с дополнительной ценностью. Заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Александр Горбатько: «Наша задача — помочь операторам зарабатывать на московском рынке, сохраняя низкие цены и высокий уровень качества» Есть ли у московского правительства свои KPI по удержанию цен на услуги связи для конечных потребителей в том диапазоне, который вы считаете комфортным для города? За счет чего этого удается достичь? Александр Горбатько: Мы точно знаем, из чего складывается себестоимость услуг связи для операторов. Мы понимаем, как операторы зарабатывают, и стремимся уменьшить их капитальные расходы. Например, раньше при установке базовых станций операторам приходилось торговаться с владельцами зданий, которые могли выставить любую цену. Мы выработали единую тарифную политику на размещение базовых станций в городе, которая снижает их расходы на развитие инфраструктуры. Вторая большая составляющая — это конкуренция. В Москве представлена вся «большая четверка», и мы поддерживаем всех операторов, работающих у нас в городе. На конференции глава «Tele2 Москва» рассказал о примере анализа данных абонентов на уровне района, которые помогают городу более эффективно управлять транспортом, планировать дорожную сеть. Насколько удачным оказался этот эксперимент? Александр Горбатько: Это не эксперимент. Мы работаем с операторами почти четыре года. Вначале вместе с ними мы учились вычленять полезные данные. Сейчас операторы уже при установке базовых станций учитывают возможность сбора больших данных, которые они смогут продавать, получая дополнительные доходы. Насколько инвестиционная привлекательность Москвы связана с доступностью и качеством связи? Александр Горбатько: Развитие любой экономики без связи просто невозможно. На связь приходится несколько процентов ВВП. Но, оценивая скорость развития технологий, мы предполагаем, что эта цифра достигнет 7%. Любой новый бизнес, который планирует инвестиции, смотрит не только на безопасность и дороги, но и на связь. Бизнес просто не пойдет в те регионы, где нет качественной и доступной связи.