Эксперт об увеличении штрафов для авиадебоширов: Главное не сила наказания, а его неотвратимость
СМИ сообщили о планах кабинета министров увеличить штраф для авиадебоширов. Согласно нескольким поправкам в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), штраф за нарушение порядка в самолете может быть увеличен в десять раз. На сегодняшний день пассажирам за агрессивное поведение на борту самолета грозит от двух до пяти тысяч, а также арест на 15 суток. А после утверждения поправок он уже может достигать 40 тысяч рублей. По мнению директора института AEROHELP, эксперта в области воздушного права Олега Аксаментова, имущественные потери со стороны авиадебошира – это не санкция, а компенсация за неудобство перевозчика. Санкция предполагает не только компенсацию, но и наказание, считает эксперт. – На мой взгляд, сумма штрафа никак не повлияет на статистку. Мы должны помнить, что дебоширами не рождаются, а становятся. Как правило, это происходит при определенных обстоятельствах. В этот момент тот кого, мы позже назовем дебоширом, себя таким не считает и вовсе не думает о последствиях. Возможно, какая-то профилактика подобной проблемы будет иметь место. Напомню, что наказания предусмотрены и за более тяжкие преступления. Однако преступность всегда будет, – пояснил эксперт. При этом он подчеркнул, что идея с созданием «черных списков» авиаперевозчиками основана вопреки гражданскому законодательству. Например, авиакомпании, которые завели его, могут не пустить на рейс полного теску авиадебошира, попавшего в подобный реестр. По словам эксперта в области воздушного права, недоразумения, которые будут возникать, повлияют не просто на права людей, но и на их конституционные права. – Ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона. Поэтому сама идея существования «черного списка» незаконна. Я считаю, что порядок попадания в подобный реестр должен быть регламентирован федеральным законом законом. А как это будет, мы увидим в самом законе. Не исключено, что подобный список будут предоставлять сами перевозчики, – добавил Олег Аксаментов. Говоря о том, какую ответственность должны нести авиаперевозчики за ошибки с «черными списками», он пояснил, что идея подобных реестров сродни спискам недобросовестных поставщиков или должников. – Перевозчик вправе заключить договор с любым, обратившимся к нему, лицом. А включение в «черный список» должно предполагать внесение данных о физическом лице. На мой взгляд, на то и существуют административные и уголовные санкции, чтобы после их претерпения, человек оставался чистым. А вот если у него это паталогически проявляется, то уже нужны такие меры, как «черные списки» и последующие наказания, - пояснил Олег Аксаментов. Он также подчеркнул, что не видит смысла в увеличении штрафов. – На мой взгляд, такие ограничения, как бюро кредитных историй, черные реестры – это не признак нездорового общества. Человек должен претерпеть санкцию, а затем начать с чистого листа, – заключил эксперта в области воздушного права. В свою очередь, исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий Валерий Постников рассказал, что почти в 100 процентах случаев усилий экипажа хватает для того, чтобы справиться с действиями дебошира на борту. – Однако появление подобных пассажиров в самолете – это реальная проблема. И это отвратительно. Не говорю уже о том, что в подобных случаях можно нанести вред здоровью пассажиров, которые ни в чем не виноваты. Также надо отметить, что происшествие случается на борту авиационного транспорта: на огромной высоте, когда за бортом холодная температура воздуха. Есть множество моментов, которые сами по себе представляют опасность. Однако современные качество техники и подготовка членов экипажа позволяют справиться с этими факторами риска, – подчеркнул Валерий Постников. Он также пояснил, что чаще всего экипаж справляется с авиадебоширами врукопашную. – Хотя у экипажа нет полномочий или особых средств для борьбы с пассажирами-хулиганами. Никто и не помышляет идти в бой. Все мы знаем, что существуют и такие дебоширы, которые еще на земле размахивают своими «особыми» документами, – объяснил эксперт. По его словам, при создании «черных списков», во-первых, нужно продумывать и рассматривать степень содеянного, и его последствия. – Либо это просто разговор на повышенных тонах, либо уже вынужденная посадка самолета. Каждый случай нужно рассматривать конкретно. Должен быть воздушный кодекс, а за авиакомпаниями необходимо закрепить регламент. Но все это требует обсуждения и взвешенного решения, – считает Валерий Постников. Проблема появления авиадебоширов слишком «раширяется» в обществе, считает координатор Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», вице-президент Федерального союза адвокатов России Сергей Попов. – За последние 20 лет совершенных мною полетов в качестве пассажира я ни разу не видел дебоширов или неправильно ведущую себя стюардессу. На мой взгляд, проблема излишне раздувается. На серьезных авиадебоширов, из-за которых приходится сажать самолет, на мой взгляд, нужно накладывать штраф. Хватит этого. Ведь главное не сила наказания, а его неотвратимость. Повышать возможности экипажа при этом не нужно, – считает Сергей Попов. Эксперт также допустил идею существования «черных списков», однако он подчеркнул, что важна ответственность авиаперевозчиков, которые должны нести ответственность за ошибки с «пассажирами-тесками». По его мнению, степень этой ответственности должна быть большой и серьезной. – Я также считаю, что права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Но зададим вопрос: какова ответственность компаний за ведение «черных списков»? Ее нет. Добавлю, что не вижу ничего положительного в увеличении административной ответственности. Для начала нужно научиться исполнять действующие законы, – подчеркнул Сергей Попов. Авиадебоширов будут профессионально усмирять Заговорить и успокоить: какими методами борются бортпроводники с авиадебоширами ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Неземное хамство: ТОП-5 историй про авиадебоширов МЕЖДУ ТЕМ Владимир Путин одобрил пакет законов о «черных списках» авиадебоширов