Страсти по асфальту. Грозит ли Кирову новый скандал с «дорожным миллиардом»?
Тот факт, что общественники заблаговременно обеспокоились эффективным распределением «дорожного миллиарда», не удивляет никого – качество ремонта кировских дорог прошлым летом было едва ли не самой обсуждаемой в СМИ темой. Напомним, эпопея с распределением «дорожного миллиарда» началась в январе 2017 года, когда правительство России выделило Кировской области 625 млн рублей в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Регион добавил к этой сумме 539 млн рублей, город Киров – еще 91 млн рублей. Общий объем средств составил более 1,2 млрд. рублей. Дирекция дорожного хозяйства, которая выступала заказчиком ремонта, благополучно поделила «дорожный миллиард» на 15 лотов, которые и должны были торговаться на аукционах. Самый крупный лот на 420 млн взял «Гордормостстрой» с падением на 20 % от начальной цены, чуть менее значимый – московское «Агентство развития перспективных технологий» («АРПТ»). Правда, последнее поскупилось и снизило цену контракта всего на 1 %. Когда начались дорожные работы, выяснилось, что «АРПТ» десять контрактов из одиннадцати передало принадлежащему области «Вятавтодору» по договору субподряда. Сам «Вятавтодор» на торгах за эти деньги не боролся, хотя раньше часто брал большие лоты и передавал их мелким фирмам по договорам субподряда. Общественники начали подозревать «АРПТ» и «Вятавтодор» в картельном сговоре. Однако в областной прокуратуре нарушений не нашли и указали, что «АРПТ» заключила с «Вятавтодором» договор субподряда. Правда, там фигурировала сумма, разительно отличающаяся от размера лота, – 29 млн рублей. Возможно, эти «странные» взаимоотношения не вызывали бы столько вопросов, будь качество дорожных работ высоким. Однако жалоб на москвичей было хоть отбавляй. Городские чиновники не раз грозились расторгнуть контракт с подрядчиком из-за затягивания сроков ремонта и низкого качества покрытия. Возмущало власти и отношение «АРПТ» к группе контроля: во время одной из проверок членам депутатской комиссии было предложено «поскорее убраться» с территории, на которой идет ремонт. Сроки сдачи участка дороги Киров – Русское, работы на которой москвичи вели самостоятельно, постоянно переносились. Сначала компании не хватало материала и техники, потом на свежем асфальте были зафиксированы дефекты. В итоге московские дорожники не успели завершить ремонт к концу сезона. После жалоб общественников и запросов депутатов зампреду правительства Кировской области Ольге Куземской пришлось признать, что из-за бездействия «Вятавтодора», отказавшегося бороться за лот, регион потерял десятки миллионов рублей. Экономия при участии в аукционе областного учреждения могла бы составить 89 млн рублей. Многие эксперты считают, что именно причастность к этому скандалу привела к отставке главу Дирекции дорожного хозяйства Андрея Менькина, министра транспорта региона Сергея Мошногорского и саму Куземскую. Неконкурентные контракты В конце прошлого года распространились слухи, что «АРПТ» собирается и в 2018 году участвовать в освоении «дорожного миллиарда». Позже они были дополнены «предсказанием» о том, что городские власти сформируют два крупных лота. Частично слухи уже подтвердились: 26 февраля на сайте госзакупок появились два крупных лота на ремонт городских дорог. Их общая сумма – 1 млрд 187 млн руб. Начальная цена первого лота – 400 млн 655 тыс. руб. По нему планируется отремонтировать 28 участков дорог до 31 августа. Цена второго лота – 786 млн 798 тыс. руб. По нему до 30 августа должны быть отремонтированы 54 участка дорог. Оба аукциона будут разыграны 19 марта. Общественники, как и обещали несколькими месяцами ранее, выступили против такого решения городских властей. Член рабочей группы по контролю за ремонтом дорог при региональной общественной палате Виталий Брамм считает, что крупные лоты мешают развитию конкуренции для малого и среднего бизнеса. «Чем больше лот, тем меньше шансов заявиться на этот аукцион у подрядчиков. Даже если размер обеспечения контракта составит минимальные 10 %, то нужно от 800 млн взять 80 млн, – говорит общественник. – Чтобы освоить почти 1,5 млрд рублей, нужно обладать определенными техническими ресурсами и возможностями. Посмотрите на опыт прошлого года, там тоже было два больших лота. В одном была конкурентная среда, где было падение цены контракта, что позволило сэкономить деньги и направить их на дополнительные участки дорог. В другом («АРПТ» – ред.) – не было ни падения, ни качества работ. По моему опыту, любое укрупнение лота делается под какого-то конкретного подрядчика». По словам Брамма, общественники подготовили предварительный вариант заявления в антимонопольную службу, в котором будут обжаловать неконкурентные контракты. Жалоба будет отправлена в ведомство после того, как станут известны участники аукциона. Предпочитаем «своих» С общественниками не согласен глава администрации Кирова Илья Шульгин. Он считает, что именно дробление в прошлом году привело к ухудшению качества работ и снижению управляемости процессом: «В этом году мы действуем по следующему принципу: на ремонт дорог должны выходить подготовленные подрядчики с обширным парком техники, с финансовыми возможностями, собственными ресурсами, чтобы в ходе реализации проекта не возникало проблем, связанных с дефицитом материалов». В объявленных торгах, заявили в горадминистрации, могут участвовать все организации, которые соответствуют прописанным в контракте условиям, в том числе и «АРПТ». Кроме того, каждый подрядчик, заключивший муниципальный контракт, будет обязан обеспечить долю участия в нем среднего и малого бизнеса до 15 % на основе субподряда. «Хотел бы напомнить, что на все виды работ дается гарантия сроком на четыре года. И в течение этого времени подрядчик должен продолжать свою деятельность. На наш взгляд, кировские крупные муниципальные и областные предприятия, располагающие крепкой материальной базой, в большей степени могут дать такую уверенность, – видимо, намекнул на ситуации с «АРПТ» Шульгин. – Кроме того, местные подрядчики создают рабочие места, платят зарплату жителям города, налоги в местный бюджет. Хотелось бы опираться именно на такие компании». Нарушить может любой Впрочем, есть и те, кто считает, что важны не столько размеры лотов и место «прописки» компании, сколько контроль за ее работой. Эксперт информационно-аналитического агентства «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что риски не зависят от того, из какого региона компания – допустить нарушения по срокам или превысить стоимость может любой подрядчик. «Конечно же, основное условие – это правильно составленный контракт, с точным описанием работ, полным перечнем требований, и контроль на всех этапах: от подготовительных работ до сдачи в эксплуатацию и последующих проверок, – говорит Кабаков. – Например, участвовать в конкурсе должны компании, имеющие опыт выполнения таких работ, заниматься ими следует сотрудникам, имеющим необходимую квалификацию, использовать нужно материалы, отвечающие стандартам и так далее. Соблюдение этих и множества других требований поможет в успешном выполнении контракта, но и это отнюдь не гарантирует отсутствия нарушений». Как отмечает эксперт, право на жизнь, в зависимости от задач, которые стоят перед заказчиком, имеют и крупные, и мелкие лоты. «Одно дело, когда нужно провести, условно говоря, ямочный ремонт на отдаленных улицах, и совсем другое, когда нужно одну из главных магистралей города расширить на несколько полос, создать различную инфраструктуру, развести транспортные потоки, да еще и переложить другие коммуникации для этого. В этом случае определение одного подрядчика, который за все будет отвечать один, в определенной степени облегчит контроль, а разбитие такого проекта на множество мелких этапов и проведение конкурсов по ним осложняет задачу – появляется риск коррупции, некачественного выполнения работ. Чтобы этого не случилось, контроль должен присутствовать на всех этапах: от составления задания до определения победителя конкурса и от приёмки объектов в эксплуатацию до истечения гарантийного срока». По мнению вице-спикера законодательного собрания Кировской области, сопредседателя регионального штаба ОНФ Романа Титова, укрупнение или дробление дорожных лотов никак не сказывается на качестве дорожного строительства. «Мелкие компании, в том числе и кировские, зачастую не выполняют свои гарантийные обязательства, уклоняются от явки на рабочие группы. Конкуренция - это хорошо, но гарантийные обязательства нужно исполнять», - пояснил Роман Титов в эфире радио «Эхо Москвы. Киров». «Мы с Виталием Браммом поговорили в Telegram: логика там есть, - рассуждает Роман Титов. - Важно то, что оплата подрядчику идет по окончанию всех работ. Там очень жесткие санкции предусмотрены за неисполнение подрядчиком своих обязательств. Это неплохо». «Что плохо, - продолжает Роман Титов. - Наверное, людям надо было объяснять логику укрупнения лотов чуть раньше. Есть инсайд у общественников. Потом публикуется. Нужно было ответить сразу. Нужно было объяснить». «Мое мнение, что ни дробление, ни укрупнения лотов не дает решающего эффекта на качество дорожного строительства. Нужно расширение общественного контроля», - резюмировал Роман Титов. Фото: rosavtodor.ru, dorogi-onf.ru, Евгений Поторочин