Как женщины осваивали профессию фотожурналиста
Женщины освоили эту профессию относительно недавно: фотодело долгие годы считалось мужской работой. Но нет ничего, что не покорится женщине, если она этого хочет. Авторство первых фотографических опытов в мировой истории принадлежит мужчинам. Работа с едко пахнущими химикатами, многочасовое сидение в темной комнате и операции с громоздкой деревянной камерой на треноге делали для женщин процесс занятия фотоделом весьма затруднительным. Самой первой фотолюбительницей стала жена пионера фотографии — англичанка Констанция Тальбот. Она просто повторяла первые незамысловатые фотоопыты мужа, но увлечение это не стало для нее продолжительным. А вот ее подруга, ботаник Анна Аткинс выполняла изображения в техники цианотипии — изготавливала контактные отпечатки различных растений на фотобумаге и начала первой из женщин-фотолюбителей публиковать свои работы. Первой же дамой-профессионалом, работающей в студии, стала Женевьева Элизабет Диздери, жена известного в 1840–1860 годах фотографа Андре Диздери (он вошел в историю как изобретатель особого формата фотографий — carte de visit, небольшой фотокарточки на плотном листе картона). Самозабвенное увлечение фотографией помогло Женевьеве уже в солидном возрасте (она дожила до 61 года) в одиночку успешно руководить студией сначала в Бресте, а затем в Париже. Из-за трудоемкости процесса она снимала в основном в студии. Любопытно, что клиентками ее были преимущественно женщины. В России, да и в СССР, профессия фотографа долгое время считалось сугубо мужской. Работа с громоздкими камерами, невозможность нанять ассистента — все это долгое время делало занятия фотографией в стране неженским делом. Удивительно, но факт: фотомастером, сумевшим сделать первый реалистичный, без ретуши, портрет Иосифа Сталина, стала именно женщина — американский фотограф Маргарет Бурк-Уайт, единственный иностранный фотокор, работавший на территории СССР в начале Великой Отечественной войны. — Чтобы сделать хорошие спортивные снимки, я пользуюсь мощными телеобъективами — 300 мм, 400 мм и даже 600 мм. Они довольно тяжелые, и я устанавливаю их на одноногий штатив-монопод. Но поймать удачный момент, когда камера с тяжелым объективом уже надежно стоит и не нужно тратить силы на то, чтобы ее удержать — тут уже физических усилий не требуется, только интеллектуальные, — говорит Мария Плотникова. Помогает ли ей в работе то, что она женщина? Несомненно, считает Мария. — Собираясь делать фоторепортаж о русских староверах, живущих в Южной Америке, я знала, что они никого к себе не подпускают и уж тем более не разрешают их фотографировать, — вспоминает Плотникова. — Пообщавшись со мной какое-то время, они мне поверили и разрешили делать съемку. Они оказались честными, удивительно добрыми и невероятно светлыми людьми! Однако я уверена: не будь я женщиной, вряд ли у меня получилось их снимать. Сегодня Марию Плотникову можно встретить в любой стране мира, где проходят крупные спортивные соревнования. И глядя на нее, спортивного фоторепортера, не приходится сомневаться, что она по-настоящему любит свою, такую неженскую профессию.