Уже почти 15 лет прошло с того момента, как в ходе наиболее широкомасштабной волны расширения НАТО балканская республика Болгария обрела свое место в данной организации коллективной безопасности. Тогда для Софии это было стратегическим решением, позволившим получить гарантии защиты в случае возможного нападения на страну внешних недружественных сил. Русская Болгария Как показали дальнейшие события на Украине, испытавшей на себе широкомасштабную гибридную агрессию со стороны России, членство в НАТО стало жизненно важной гарантией безопасности для Болгарии, и тогдашние расчеты властей страны в оборонной сфере были абсолютно оправданными. Возрастающие вызовы безопасности, такие как международный терроризм, кибератаки, потоки беженцев и обостряющаяся проблема энергетической безопасности, казалось бы, должны были все больше содействовать интеграции болгарской стороны в ряды Альянса. Именно к этому страну подталкивает, окружающая ее стратегическая реальность. Ведь за многими из указанных угроз ясно проглядывается инициативная рука Москвы. Но в последние новации в поведении руководства Болгарии красноречиво говорят о том, что ситуация выглядит куда более неопределенной. Противоречивый член Альянса Экс-премьер-министр страны Сергей Станишев в сентябре 2017 года заявил, что власть всегда должна быть осторожной с формулировками и позициями. По этой причине он не рассматривал Россию в качестве серьезной угрозы для безопасности его страны. Станишев подчеркивал, что многие болгары не забудут вклад России в освобождение Болгарии. Но даже это не означает, что в один или иной момент Болгария и Россия не будут иметь разногласий или столкновений политических интересов. Сейчас же важно вести диалог с Кремлем. Это целиком укладывается в логику деклараций российского президента Путина, который в 2015 году заявлял, что Россию не беспокоит членство Болгарии в НАТО: по его словам, Москва намерена и далее сотрудничать с Софией. Он подчеркнул, что Болгария является очень близкой для России страной и отношения с ней будут и дальше развиваться. Куда более откровенным и «честным» оказался министр иностранных дел России Сергей Лавров, который в 2016 году в одной из своих статей заметил, что бывшие члены Варшавского договора не получили свободу, а лишь сменили одного лидера на другого. Такие подвижки произошли после того, как исторически дружественная и в «полезной степени коррумпированная» республика отказался от идеи участия в российском энергетическом проекте «Южный поток». Как известно, до сих пор Болгария является страной с наиболее низким ВВП на душу населения, самой низкой производительностью труда, самой низкой конкурентоспособностью, наибольшей бедностью, самой малоэффективной администрацией, наиболее плохими экономическими, технико-экономическими, финансовыми, социальными, демографическими, институциональными, медицинскими, санитарно-гигиеническими, экологическими, коррупционными и другими показателями среди членов ЕС. Все эти уязвимости активно используются россиянами для продвижения своих интересов, что ведет к двойственности внешнеполитической позиции руководства страны. К примеру, действующий премьер-министр республики Бойко Борисов рассматривает Москву в качестве врага с очень большими оговорками. «Как можно в военной доктрине говорить, что Россия нам не враг, и оставаться членом НАТО? Это противоречие. Болгария — член НАТО. Во всех высказываниях Йенса Столтенберга и других официальных лиц Россия указывается как основная угроза НАТО. В нашей доктрине говорится, что если начнется война, то мы будет воевать на стороне НАТО. Если начнется война, то российские самолеты будут направлены на Болгарию. Поэтому я и был против флотилии НАТО в Черном море, потому что оно закипит, в конце концов, я не против сухопутных учений, маневров, но против тяжелых военных кораблей и подводных лодок. Однако в то же время мы заинтересованы в российских туристах. Для того чтобы газовый хаб стал мощным, мы нуждаемся в России», — говорит Борисов. Маневрирование болгарского руководства, прежде всего, вызвано потребностью решать экономические вопросы страны. Россия непосредственно контролирует четверть болгарской экономики. На это указывает анализ данных из регистров предпринимателей. Если же учитывать и косвенное влияние россиян, то оно достигает 34 — 40% контроля над болгарской экономикой. По данным немецкого издания «Зюддойче цайтунг» (Sueddeutsche Zeitung), Кремль «распространяет влияние, прежде всего, через российские энергетические компании, а именно — поставки газа, строительство газопроводов или АЭС. Причем при реализации крупных проектов… сметы сильно завышаются». Например, в случае с АЭС Белене по сравнению с началом строительства стоимость выросла на 10 миллиардов евро. После прихода к власти проевропейской партии ГЕРБ с Бойко Борисовым во главе строительство станции в 2012 году было прекращено. Но российская компания «Атомстройэкспорт» подала иск к Болгарии в Международный арбитражный суд Международной торговой палаты с требованием выплатить 1,1 миллиарда евро за выполненные работы и в качестве компенсации. В тоже время Болгария сохраняет зависимость от поставок российского ядерного топлива, ведь два реактора АЭС Козлодуй, построенные еще советскими специалистами, генерируют почти две трети болгарской электроэнергии. По старым договорам Болгария должна закупать твэлы для реакторов в России. В итоге в конце октября российская сторона заключила договор стоимостью в 360 миллионов евро на модернизацию первого реактора. В скором времени предстоит модернизация второго реактора. В руках россиян находится газовый сектор: концерну Газпром принадлежит половина крупнейшей болгарской газораспределительной компании. К тому же Газпром поставляет в страну почти весь необходимый ей газ. Из-за отсутствия альтернатив все это обходится Болгарии очень дорого: она платит Газпрому самую высокую цену на газ в Европе — в среднем на 30% больше, чем Германия. Кроме того, крупнейшая в стране сеть заправок и самый большой на Балканах нефтеперерабатывающий завод принадлежат российской компании Лукойл. Также Болгария импортирует из России всю свою нефть. Российская монополия приводит к тому, что «затраты на производство и логистику в нефтяной сфере оказываются самыми высокими в ЕС. Российское влияние распространяется также на банковский сектор и недвижимость. По данным информационной службы «Новините» (Novinite), недвижимостью в 7,2-миллионной Болгарии, прежде всего на черноморском побережье, владеют 84 тысячи россиян. Выстраивая и поддерживая всестороннюю экономическую зависимость Болгарии от себя, Кремль делает ее своим «троянским агентом» влияния в рамках ЕС. Лицензионная удавка для Софии Не менее изощренные подходы делаются россиянами и для подрыва НАТО через усиления их позиций в Болгарии. Речь идет не только о стремлении Кремля позиционировать себя другом Болгарии и всячески переключать руководство страны на «турецкую угрозу». Именно образ Турции, как региональной сверхдержавы активно насаждается российской пропагандой для того, чтобы увеличить обеспокоенность Софии. Особенно после все более откровенного вмешательства Стамбула в сирийские дела. Ведя информационную войну, россияне также стремятся вторгнуться, и подмять под себя оборонный сектор страны. Что будет являться в итоге одним из элементов подрыва влияния НАТО. Москва с конца 1990-х годов ведет с Софией переговоры по заключению двустороннего межправительственного соглашения в лицензионной сфере. Предполагается, что соглашение будет регламентировать экспорт военной продукции в третьи страны. Что является очень существенным, ведь болгарские заводы производят вооружения преимущественно именно на экспорт. Чтобы дискредитировать болгарских оружейников, активно развивающих сотрудничество с американскими партнерами, с подачи россиян была запущена история, о том, что в декабре 2016 года журналисты болгарского издания «Труд» обнаружили болгарское оружие, изготовленное на ВМЗ-Сопот, на 9 складах джихадистов фронта «Ан-Нусра» (запрещенная в России организация — прим. ред.). Выяснилось, что якобы поставщиком боеприпасов является частная болгарская оружейная компания Аркус из города Лясковец, а производителем — военный завод ВМЗ-Сопот. По итогам проведенного расследования исполняющий тогда обязанности министра иностранных дел Болгарии Даниел Митов заявил, что «Болгария полностью соблюдает стандарты по продаже вооружения и от начала конфликта в Сирии, с 2011 года, не экспортирует туда оружие». А исполнительный директор компании Аркус, являющейся официальным продавцом болгарского оружия, Банко Банков заверил, что компания «торговых отношений с Сирией не имеет». Но скандал как нельзя, кстати, для Москвы, которая давит на Софию в вопросе заключения соглашения о лицензиях. Россия предлагает Болгарии новый проект межправительственного соглашения по урегулированию отношений в сфере производства вооружения, военной техники и запасных частей для них — коротко «Соглашение о лицензиях». Основным вопросом переговоров, которые выдвигает российская сторона, является попытка провести ревизию лицензий, предоставленных Болгарии бывшим СССР, и тем самым поставить Болгарию в зависимое от России положение. Договор также предусматривает, что Софии будет необходимо получение разрешения от России на каждую экспортную операцию военной продукции в третьи страны. Таким образом, Россия пытается контролировать ОПК Болгарии, а в целом — влиять на широкий круг вопросов системы безопасности и обороны Болгарии, а значит косвенно и Североатлантического альянса. Подписание соглашение готовится к визиту Путина в Болгарию и является одним из элементов нормализации российско-болгарских отношений. Ценой такой дружбы станет утрата 20 тысяч рабочих мест для болгар, что еще больше усилит состояние экономической депрессии в стране. На такие жертвы в сфере сдачи своего оружейного производства под внешний контроль не пошла ни одна страна, которая ранее входила в ОВД. Даже сербское правительство, считающееся наиболее дружественным Кремлю не готово так далеко подпустить россиян к своим оборонным предприятиям. Подрывные МиГи Еще одним направлением подрывной работы Кремля в Болгарии является сдерживание модернизации вооруженных сил страны и блокирование замены советских МиГ-29 более современными и соответствующими стандартам НАТО «Саабами» (Saab JAS 39 C/D Gripen). Идею замещения устаревших советских самолетов была предложена самим президентом Болгарии Руменом Радевым, которого ранее считали «креатурой Кремля». Его инициатива в вопросе модернизации ВВС снимала с него подобные подозрения, и говорила совсем о противоположном. Как известно, Болгария пытается балансировать и делает попытки избавиться от слишком сильной зависимости от России. В военной сфере, например, по словам бывшего министра обороны Николая Ненчева, она является единственным членом НАТО, который на 90% зависит от России. В 2015 году правительство Болгарии намеревалось заключить договор с Польшей на обслуживание все тех же истребителей МиГ-29 советского производства, находящихся на вооружении страны. Россия отреагировала скандалом. Сотрудничество с Польшей не состоялось. А против Ненчева и вовсе было заведено уголовное дело при смене власти на пророссийскую. Цель Кремля в вопросе сохранения болгарских МиГов в строю проста: затянуть процесс модернизации в оборонной сфере, что приведет к потере обороноспособности страны и утомления союзников Болгарии по НАТО от ее поведения. В итоге после устранения поляков, в декабре 2017 года Министерство обороны Болгарии предложило российской самолетостроительной корпорации МиГ четырехлетний контракт на техническое обслуживание 15 истребителей МиГ-29, при этом «технично» убрав в сторону украинцев, которые тоже подали заявку на участие в этом проекте. В конце 2017 года, уполномоченные спецэкспортеры Украины опротестовали намерения МО Болгарии на проведение тендера на ремонт болгарских истребителей с участием лишь одной компании МиГ, потому что есть признаки монопольного сговора. Глава болгарского Минобороны Красимир Каракачанов назвал действия украинской компании «попыткой саботажа» соглашения тендера на ремонт, продление ресурса, и поставку запасных частей для 12 самолетов МиГ-29 и 3 самолетов МиГ-29УБ. Парадокс ситуации заключатся в том, что стратегические интересы Болгария в данной ситуации отстаивает больше украинская, а перед этим польская, сторона, обжаловавшая решение Министерства обороны республики Болгарии о рамочном соглашении с российским АО РСК МиГ. Ведь данная компания принадлежит стране, являющейся прямым противником НАТО. Важно также добавить, что, откровенно лоббируя в рассматриваемом выше тендере интересы российской корпорации МиГ министр Каракачанов сознательно шел на действия, противоречащие государственной программе болгарского правительства. В частности, правительственная программа устойчивого развития Республики Болгария на период 2014-2018 гг. содержит пункт, который определяет в качестве приоритета «Ликвидацию зависимости в сфере вооружений и военной техники стран, не являющихся членами НАТО и ЕС». Украинская сторона действовала в соответствии с законодательством Республики Болгария. В ведомственных документах болгарского Министерства обороны четко указано, что процедура может быть обжалована в Комиссии по защите конкуренции и Верховном административном суде в определенный срок, что и было сделано. При этом причиной подачи жалобы стало обнаружение украинской стороной нарушений со стороны болгарской стороны собственного законодательства в части обеспечения прозрачного тендера на поставку товаров и услуг в интересах ВС Болгарии. Инициирование подобной жалобы имело целью предотвратить тяжелые последствия для обороноспособности Республики Болгария вследствие создания условий для коррупционных действий из-за того, что условия тендера были прописаны в интересах единственного поставщика, да к тому же из России. Даже не будучи членом НАТО Киев, хорошо понимает, что эра постсоветской военной техники уходит в прошлое, и уже сейчас необходимо искать новые сферы взаимодействия в сфере ВТС. Украина и Болгария способны самостоятельно развивать совместные проекты по кооперации в сфере производства современных вооружений, что освободит обе страны от их зависимости со стороны России. В невероятно сложных условиях противодействия российской агрессии украинцам уже удалось создать одну из наиболее сильных и боеспособных армий в Европе, которая стоит на защите восточного фланга НАТО. Вооруженные силы Болгарии, хотя и находятся под зонтиком Альянса, пока не в состоянии достичь такого уровня, а значит, руководству республики необходимо всемерно работать над усилением их обороноспособности, в том числе изучая все нюансы гибридной стратегии Кремля на Украине. Но пока, похоже, что глава болгарского государства и руководство министерства обороны республики больше склонны к сомнительной дружбе с Россией, за что придется заплатить высокую цену, не только самим болгарам, но их союзникам по НАТО.