Крымских устриц научились подделывать
- Устрицу сразу не проглатывайте, пожуйте ее несколько секунд. Попробуйте без лимона, почувствуйте натуральный вкус, - угощает своей продукцией владелец старейшей на полуострове устрично-мидийной фермы Сергей Кулик. - А теперь запивайте белым вином. Еще четыре года назад его ферма была единственной и потому экзотической не только для полуострова, но и для всей России. Сегодня она одна из 10 уже действующих аналогичных ферм в Крыму, практически самая маленькая. Всего пять гектаров морской глади. Еще восемь похожих проектов находятся в стадии оформления или начала производства. На побережье распределено свыше 1000 гектаров шельфа, где уже растет или скоро будет высажен для созревания урожай морских деликатесов. Впрочем, в бизнесе, как и в жизни самих моллюсков, до финиша доживут не все. - Пока они мне не конкуренты, - рассуждает Сергей Кулик. - Им надо три - четыре года, чтобы встать на ноги. Это ведь длинные инвестиции. Чтобы окупить первоначальные затраты, надо сначала вложить 4 - 5 миллионов евро, при этом срок окупаемости шесть - семь лет. А если вкладываешь 2 миллиона, то срок окупаемости и того больше, 12 лет. Первая в Крыму ферма работает с 2005 года. Те компании, которые возникли уже после 2014 года, делают это с размахом и прицелом на серьезный промышленный оборот. Одна из них начала производство три года назад сразу на 160 гектарах. В этом году собрали первый урожай, около 40 - 60 тысяч устриц. А через год, когда выйдут на расчетную мощность, их будет уже до четырех миллионов штук, или 400 тонн. И еще около 100 тонн мидий. Такой объем рассчитан на реализацию за пределами Крыма. Однако даже если все аквафермы полуострова начнут промышленные поставки моллюсков, рынок России так велик, уверены производители, что проглотит и эти объемы. Другое дело, что в стране морские деликатесы пока не так востребованы, как во Франции или Италии. - Нам нужно продвигать культуру потребления морепродуктов, - говорит генеральный директор крупной компании, работающей в этом секторе, Роман Гончаров. - Если сравнивать с тем же Евросоюзом, то там на рынке 70 процентов морепродуктов и только 30 процентов мяса. У нас же все с точностью до наоборот. Во Франции, Италии, Ирландии и Голландии крымские производители покупают спат - молодь моллюсков. Там она стоит 3 - 10 рублей за единицу. Плюс доставка, таможня, а потом еще естественный отбор. Однако начать собственное производство спата пока нерентабельно, считают эксперты. Для этого нужно, чтобы оптовый спрос производителей в Крыму составил не менее миллиарда мальков в год. А он пока далек от этого. Поэтому у крымских бизнесменов цели более скромные, например, потеснить с российского рынка чилийскую и новозеландскую мидию. Та хоть и крупнее крымской, но заметно уступает ей по вкусовым качествам. Секрет в солености воды. Она в Черном море содержит всего 17 промилле соли, а в среднем в мировом океане этот показатель составляет 35 единиц. Поэтому мясо черноморских моллюсков получается нежное, без избытка соли и даже слегка сладковатое. Настоящий изыск для гурманов. Устрицы с фермы-старожила уже завоевали репутацию и рынок. Сегодня их подают в лучших ресторанах полуострова. Оптовая отпускная цена - 160 - 180 рублей за ракушку. В меню посетителей она вырастет уже до 300 рублей. Однако замечательные вкусовые качества местных устриц в совокупности с ростом спроса на этот деликатес породили и недобросовестную конкуренцию. Один из крупных производителей, утверждают коллеги по цеху, стал самолетами завозить в Крым дальневосточную дикую устрицу, продавая ее затем как крымскую. Публика же пока не слишком искушена, чтобы отличить оригинал по вкусу или внешнему виду. Зато по цене привозной деликатес выгодно отличается от местного. Оптом такие устрицы продаются по 60 - 80 рублей за штуку. Местных аквафермеров волнует не только конкуренция, но и экология региона. - Если сюда вместе с устрицами с Дальнего Востока завезут морскую звезду, это будет бич для всего Черного моря. Не дай бог, она здесь приживется, - говорит Роман Гончаров. - У нас и так есть занесенный хищник, рапана. А звезда просто уничтожит всех диких моллюсков в Черном море, а значит, и весь бизнес. Даже рапана может подниматься на фермы, откладывать малька, который через два - три месяца начинает поедать устриц и мидий. Словом, крымские производители почувствовали, что свой бизнес надо защищать и от хищных иглокожих, и от недобросовестных конкурентов. 14 морских и пресноводных ферм Крыма объединились в ассоциацию, которая намерена представлять интересы в органах власти и в судах, если это потребуется.