«Они увозят свое имущество». Строители нижегородского метро уезжают, не дождавшись денег
— Я увидел объявление с вакансией электромонтера на сайте «Авито». Зарплата предлагалась по нижегородским меркам более чем внушительная — 55 000 рублей. Меня пригласили на собеседование у проходной стройплощадки метро на улице Бетанкура на следующий же день. Было похоже на то, что работники там были очень нужны, и срочно, — рассказал один из рабочих правозащитнику Алексею Поднебесному. Во время собеседования представитель компании субподрядчика (ООО «Импульс», зарегистрировано в Московской области) пообещал подписать договор подряда в течение пяти дней после начала работы и выплатить в этот же срок аванс 5 000 рублей. В результате ни того, ни другого не произошло. Более того, работнику пришлось купить за свой счет комбинезон, резиновые сапоги и кое-какой инструмент. Многие его коллеги оказались приезжими из других регионов России и из стран СНГ. Им обещали высокую зарплату и проездные. Но это в объявлениях о вакансиях. А в договоре — у кого он еще оформлен — ничего подобного нет. Кому-то заплатили хотя бы аванс, но большинство не дождалось и этого. Практически всем задерживают зарплату с декабря. Кто может — покупает билет на последние деньги и уезжает. Остальные продолжают ходить на работу. Правозащитник объясняет это тем, что приезжие чувствуют себя здесь «на птичьих правах». — Им негде жить, кроме строительных бытовок. На территории стройки действует столовая, где рабочих кормят три раза в день по электронным карточкам-пропускам. Это повод оставаться на стройке и покорно ожидать, когда же с ними соизволят рассчитаться за работу, — поясняет Алексей. — Если начать протестовать, то из вагончиков могут выселить, и окажешься на улице без денег. Примечательно, что в производстве арбитражного суда Нижегородской области находятся всего два дела против «НН СУ-620» на общую сумму чуть больше 200 тысяч рублей. Рабочие не верят в свои судебные перспективы. К сожалению, большинство из них так и не оформили трудовые отношения должным образом. Но и оформленный договор, акты приемки работ не дают гарантии, что вы получите свои денежки. Бригада ИП Сергея Кулачкина отработала три недели в январе. Платить по договору (есть в распоряжении редакции) обещали еженедельно. Работа сделана и принята (акты есть в распоряжении редакции), но денег нет. — Сейчас мы не работаем. И они тоже не работают, увозят свое имущество, — рассказал корреспонденту NN.RU один из членов бригады. — Они все время плакались, что им заказчик не платит — застройщик метрополитена. А недавно я узнал, что в феврале они получали деньги и не оплатили никому. Речь идет о строительной компании «Зенит». Фирма зарегистрирована в Москве. Бизнес семейный: 95% принадлежит Дмитрию Чапичеву, еще 5% — видимо, сыну, Максиму Дмитриевичу Чапичеву. Москвичи ссылаются на своего подрядчика — ООО «НН «СУ-620». Якобы те им тоже не заплатили. Но в руки рабочих попал документ, из которого ясно, что деньги в фирме есть. Руководство «Зенита» пишет в «СУ-620» о том, что получили в феврале полмиллиона и хотели бы получить еще столько же. По всем телефонам обеих фирм, которые удалось найти в открытом доступе, либо открещиваются от своей причастности к предприятиям, либо бросают трубку. Единственный телефон «НН СУ-620», который исправно работает, это номер отдела кадров. Там корреспонденту NN.RU подтвердили зарплаты, обозначенные на рекрутинговых сайтах: 60–70–80 тысяч рублей. А также пояснили, что приглашают сотрудников и из других регионов. Работа вахтовым методом — месяц через месяц. Условия «шоколадные»: компенсация проезда, бесплатное проживание, спецовка, аванс и зарплата без задержек. О том, что начальство не платит рабочим, в отделе кадров, естественно, не знают. К сожалению, строительство больших инфраструктурных объектов в Нижнем Новгороде часто проходит по одной схеме. Конкурс выигрывает крупная компания — обычно из Москвы или из Питера. Здесь она нанимает субподрядчика — столичную, специально созданную или местную фирму. Субподрядчик, в свою очередь, нанимает предприятия помельче, те — бригады и отдельных работников. Концов не найдешь. Город расплатился с генеральным подрядчиком и умыл руки. Генеральный делает удивленное лицо: знать не знали, что такое происходит на стройплощадке, мы субподрядчику ничего не должны. Так, недавно бастовали рабочие, возводившие Дом правосудия в Нижнем Новгороде. С их слов, «цепочка передачи денег порвалась», оплаты своего труда они так и не дождались. У многих нет нормально оформленных договоров. В августе прошлого года механизаторы, работающие на строительстве станции метро «Стрелка», объявили забастовку. ООО «Нижегородское "Строительное управление — 620"» не платило им зарплату три месяца. Генеральный подрядчик объекта — московская компания «УС-620». В начале декабря прошлого года стало известно, что сроки реконструкции арзамасской трассы Р-158 сорваны, а рабочие остались без зарплаты. При этом заказчик — «Упрдор Москва — Нижний Новгород» — полностью расплатился с генеральным подрядчиком: московской фирмой «Транскомплектстрой». Позднее выяснилось, что и укладчики плитки на Большой Покровской остались без денег. Проблема та же: работали «на доверии». Посредник, нанимавший их, исчез, а генеральный подрядчик проекта — питерская фирма «Возрождение» — отсылает к работодателю в Ставропольский (!) край. Рабочие пригрозили разобрать брусчатку, если им не заплатят.