Русская мука в подарок. За что китайцы любят Челябинскую область?
В пресс-центре «Аргументы и факты – Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая теме российско-китайского сотрудничества. Участие приняли: - Степанова Татьяна Андреевна, директор АНО «Агентство инвестиционного развития города Челябинска»; - Аристов Игорь Вячеславович, первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты; - Бабонов Юрий Михайлович, председатель ЧРО «Общество российско-китайской дружбы»; - Сучилов Владимир Геннадьевич, вице-президент Российско-китайского центра по Уралу и Сибири; - Золотов Павел Александрович, руководитель отдела экспорта ЧОО «Опора России»; - Епифанов Сергей Александрович, первый заместитель начальника Челябинской таможни, полковник таможенной службы; - Куликовских Дмитрий Николаевич, генеральный директор ООО «РусПромТехСнаб». Публикуем сокращённую версию стенограммы мероприятия. В 2018 году в Челябинске пройдёт четвёртый российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса. Насколько крепки сегодня межрегиональные деловые связи? Степанова Т.А.: Сегодня у Челябинска два соглашения с городами КНР – соглашение о сотрудничестве с городом Харбином и соглашение о побратимстве с городом Урумчи. В прошлом году было предложение о побратимстве от города Ланьчжоу. В КНР много промышленных фабрик и производств. Побратимство предполагает сходство двух территорий по численности населения, по статусу, по специализации. Города-побратимы, как правило, договариваются активизировать взаимный обмен – торгово-экономический, культурный, обмен студентами. Поэтому очень важно и не лишне сегодня знать китайский язык, это перспективно. Что интересно Китаю? Конечно, экспорт из РФ – минеральные ресурсы, дерево, металл, продукты сельского хозяйства (овощи, фрукты, макароны, кондитерские изделия, наши спиртные напитки и даже минеральная вода). Интересен, и импорт. Конкретнее, привоз сюда технологий – высокотехнологичные разработки в сфере экологии, технологии в сфере металлургии и машиностроения. Третий аспект - интерес китайцев к крупным инвестиционным проектам («Бионика» - рыбный кластер, конгресс-холл, аквапарк и др.). Китайцы готовы давать длинные дешёвые деньги, но при включении китайской рабочей силы, использовании их материалов, техники и т.д. Что нам интересно в Китае? Сам рынок. КНР – это полтора миллиарда населения, а значит это активно растущий средний класс. Люди хотят покупать экологически чистые продукты. И тут у наших производителей есть шансы быть замеченными на китайском рынке. Хотя нюансов много. Сейчас в Китае пошла мода на приготовление пищи дома. Хотя китайцы преимущественно всегда питались в ресторанах. Сегодня китайским женщинам часто в качестве подарка дарят русскую муку. Нам есть, где развернуться и в плане туризма: туристический поток из Китая в Россию растёт. Конечно, едут в основном в Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Китайцев интересуют исторические достопримечательности. Растёт ли товарооборот Челябинской области с Китаем? Епифанов С.А.: Из 1200 участников ВЭД, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность в Челябинской таможне путём подачи декларации на товары треть работала с китайскими партнёрами, т.е. имели контракты с китайскими поставщиками – экспортёрами и импортёрами. Каждая десятая декларация – это либо товары из Китая, либо поставляемые в Китай. Отмечу положительную динамику внешнеторгового оборота с Китаем: порядка 40% всего внешнеторгового оборота – оборот с КНР. Мы им муку, макаронные изделия, крупы, они нам – фрукты, овощи. Продукция металлургического комплекса идёт как на импорт, так и на экспорт. Соотношение импорта и экспорта сильно разнится: экспорт в разы отстаёт. Золотов П.А.: В нашей команде есть компания, которая зарегистрирована в Шанхае, она имеет дело с продуктами питания. Импортируем в Китай кондитерские изделия, мороженое и водку. Проблема одна: в Китае всё уже есть, поэтому продвигать свой товар там очень сложно. Одна надежда на выставки и встречи в формате B2B («Бизнес для бизнеса»). Потому что велик шанс нарваться на праздно шатающихся по выставкам китайцев. Там они ходят, пробуют ту же кондитерку, мёд и нахваливают, а как переходишь к контрактам – это им слишком сладко, это слишком дорого и т.п. В Китае очень много покупают онлайн, они практически не ходят в магазины, чтоб не терять там время. Даже средний класс там очень избалован. Рынок насыщен, цены низкие, а логистика сложная. Насколько наша область интересна Китаю? Аристов И.В.: Я бываю в Китае очень часто, чаще, чем в Москве. У ЮУТПП до последнего времени было два представителя в КНР, поэтому мне известна динамика товарооборота. В 2007 году Челябинская область поставляла машин и оборудования в Китай и наш экспорт превышала китайский импорт. В октябре 2007 года госсовет КНР принял программу лидерства на 70 лет, одна из составляющих программы – противодействие высокотехнологичному импорту из РФ и стимулирование сырьевого импорта. И показатели нашего товарооборота с Китаем изменились с точностью до наоборот. Если кто-то скажет, что продвинуть в Китай продукцию высокой степени передела просто, это будет обманом. Китай – государство, которое пренебрегает общепринятыми международными правилами защиты интеллектуальной собственности. Они калькируют чужие детали и выводят эту же продукцию по демпинговым ценам на международный рынок при поддержке государства. Экспорт из России в Китай в 2016 году – 27 млрд долларов, в 2017 – 34 млрд. Из них 66% - минеральные продукты, энергоносители и 9% - древесина. Экономика здорова только в том случае, когда экспорт высокотехнологичной продукции превышает высокотехнологичный импорт. Только при этом условии обеспечиваются рабочие места и развитие высокотехнологичной производственной инфраструктуры. Поэтому радоваться количественному росту товарооборота может только обыватель. А при экспертизе анализа качественных показателей можно увидеть, что картина не так радостна, какой кажется. Любому субъекту РФ очень сложно выстраивать отношения с Китаем, где приняты утверждённые высшим органом власти правила игры. Пока в РФ не будет разработан новый подход к развитию взаимовыгодных равных отношений с Китаем, ситуацию мы не преодолеем. А какой статистикой по соотношению импорта и экспорта владеете вы? Аристов И.В.: В 2016 году импорт у нас составлял 305 млн долларов, в 2017 – 509 млн. По этому показателю на первом месте Казахстан (23%), затем Кувейт (8%). Китай на четвёртом месте с долей 6,8%. Экспорт из Челябинской области в Китай за 2016-2017 годы составил 16,3 млн долларов. В 2017 году в структуре экспорта по странам на первом мест также Казахстан и Кувейт, а вот Китай – наш партнёр под номером 33 с показателем 0,4%. Есть ли примеры успешных проектов сотрудничества Челябинской области и китайской стороны? Существуют ли в этом плане проблемы, связанные с таможней? Куликовских Д.Н.: Мы – участники внешнеэкономической деятельности с 2007 года. С 2012 года работаем с Китаем, импортируем товар. К сожалению, не без проблем. С 2016 года мы ввозим один и тот же товар - электродвигатели для зернодробилок. Мы всегда декларировали его одним и тем же кодом, в отношении которого установлена ставка таможенной пошлины 0%. Челябинская таможня всегда с этим кодом соглашалась и выпускала товар в свободное обращение. Видимо, в связи с необходимостью пополнения федерального бюджета, таможня решила повнимательнее присмотреться к нашему товару, а конкретнее – к его коду. Ведь именно от кода зависит размер таможенной пошлины. В какой-то момент таможня решила, что мы как декларант определяем код неверно. И выбрала код, в отношении которого ставка таможенной пошлины составляет 11%. Самое интересное, что таможня приняла решение на основании таможенной экспертизы. Говорить о независимости и объективности этой экспертизы нам не приходится. Из-за того, что код товара был изменён, мы должны доплатить таможенные платежи только по двум последним декларациям на сумм более 1,5 млн рублей. При принятии решения классификации таможенным органом, на наш взгляд, допущен целый ряд нарушений. Мы с ними не согласны и собираемся обжаловать их в судебном порядке. Епифанов С.А.: Это не общая тенденция, а частная ситуация, единичная. Мы имеем право в течение трёх лет проводить проверки по выпущенным декларациям, в том числе проверяем правильность классификации. Аристов И.В.: В Уральском таможенном управлении недавно было большое совещание по итогам года. Одним из основных вопросов стало внедрение практики внесудебного решения споров между предпринимателями и таможенными органами. Мы специально подготовили соглашение с челябинской таможней о развитии этого института. Прежде чем обращаться в суд, в арбитражные органы следует использовать институт внесудебного урегулирования этих споров. Для этого предприятию не обязательно быть членом ЮУТПП. Епифанов С.А.: Сегодня урегулирование подобных споров происходит так: либо предприятие обращается в вышестоящие органы, либо подаёт иск в суд. В данном случае было сразу исковое заявление в суд. Оно рассматривается, 26 февраля встречаемся в суде. Аристов И.В.: В Финляндии 100% дел перед тем как попасть в судебные органы, проходят процедуру медиации. В Германии – 67%. У нас этот институт не развивается потому, что нет соответствующей нормативной базы. Хорошо будет, когда и у нас предприниматели прежде всего станут прибегать к примирительным процедурам. Сучилов В.Г.: Работа с Китаем очень сложна и многогранна. Китайский рынок очень конкурентный, зайти туда непросто. Здесь в помощь предпринимателям различные институты поддержки. Мы должны больше себя показывать. Чем дальше и южнее, тем хуже нас знают. А пока Челябинская область не слишком интересна китайским инвесторам. У китайцев недорогой товар ассоциируется с некачественным. Мы можем дёшево поставлять качественную продукцию, а это играет с нами злую шутку. Почему же мы так стремимся попасть на китайский рынок, если с ним так всё сложно? Золотов П.А.: Нам выгодно работать с Китаем, потому что там хорошая маржа и большие перспективы. Бабонов Ю.М.: Сегодня наш регион очень плохо знают в Китае, это действительно так. У нас невыгодные экономические условия, дорогая транспортная составляющая.