Самарский вокзал: от царской роскоши до стекла и бетона

Где изначально хотели строить железнодорожный вокзал в Самаре? Кто пожертвовал землю для этого? Зачем Сергею Есенину выделили отдельный вагон на станции Самара? Об этом и многом другом в материале 63.ru. На прошлой неделе в свет вышел новый роман писателя Бориса Акунина. Его герой Эраст Фандорин оказывается на железнодорожном вокзале в Самаре. Отсюда начинается действие книги. В 1918 году самарский вокзал показан как увядающий островок имперской России. Первое здание было построено в итальянском стиле — Самарский вокзал, один из лучших в империи, за год, миновавший после ее бесславной кончины, опустился, словно Барон из пьесы пролетарского писателя Горького: оборвался, ободрался, достиг дна, — так описал Борис Акунин железнодорожный вокзал времен 1918 года. Чтобы выяснить, как складывалась судьба главных въездных ворот Самарской губернии до и после момента, который изобразил Акунин, журналисты 63.ru отправились в музей самарского вокзала. Юрий Менчик уже много лет работает в музее Экскурсию здесь провел директор музея Юрий Менчик, который трудится в музее с самого открытия. Инициатором создания экспозиции выступил главный инженер дороги Алексей Пестрово, который сам начал собирать ценные предметы. Музей по разным причинам неоднократно менял свое расположение. Окончательно экспозиция разместилась в июле 2003 года в помещении нового вокзала. Здесь можно найти редкие документы, фотографии и предметы того времени, макет первого паровоза в России. Гордость музея — копия первого паровоза В 1874 году начинается строительство Оренбургской железной дороги от Оренбурга до Октябрьска. Начальник дороги Николай Крыжановский предложил обустроить станцию и в Самаре. Так раньше выглядела территория перед вокзалом Николай Крыжановский (1818–1888) — родился в Санкт-Петербурге, начал строить военную карьеру, которая привела к должности генерал-губернатора Оренбургской области. Он получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до нынешнего Октябрьска. А после отставки написал несколько книг о военном деле, включая романы. Его идею горячо поддержали жители и купцы. Уже через два года (1876 год) в городе появился вокзал, который очень быстро стал визитной карточкой Самары. Архитектором здания стал Николай де Рошфор. Вокзал возвел известный архитектор того времени Николай де Рошфор Граф Николай Иванович де Рошфор (1846–1905) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры. Одна из его знаковых работ находится в Беловежской пуще — царский дворец 1889–1894 годов. Изначально по проекту здание должны были построить за 2,5 версты от центра, то есть в пригороде. Но купцы и дворяне пожертвовали свою землю. В итоге вокзал построили между двумя кладбищами — старым и новым. Раньше горожан хоронили на территории будущего парка Щорса и ТЦ «Гудок» — на Всехсвятском городском кладбище, а также на месте пригородных касс, где находилось старообрядческое кладбище. Убранство старого вокзала поражало воображение С открытием вокзала поток пассажиров и грузов значительно увеличился. Пассажирские составы приходили с вагонами нескольких классов: первый — для состоятельных пассажиров, второй — для среднего сословия, третий — для бедных. Внутри до последних дней сохранялась лепнина Перед взором сошедших с поезда представало богатое строение в итальянском стиле с двумя залами первого и второго класса, кассами и другими помещениями. Стены и потолок залов украшала лепнина царского времени. В просторных залах с блестящими люстрами ждали своей очереди местные и приезжие. Изюминкой был уютный ресторан. В музее хранится макет старого вокзала Поезд отправлялся в путь после трех ударов в колокол. Тогда никто и не мог мечтать о мобильных телефонах и привычной стационарной связи. На вокзале сидела телефонистка, которая соединяла абонентов. Но она могла прослушивать разговоры, поэтому женщина давала расписку о неразглашении услышанной информации. Сообщения между станциями передавали с помощью азбуки Морзе. Директор музея показал, как раньше работал справочный аппарат Рядом с вокзалом возвели двухэтажные билетные кассы, которые спроектировал писатель и архитектор Гарин-Михайловский. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) — русский путешественник, писатель, инженер и строитель. В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казённых железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, где принимал участие в строительстве. В советское время кассы медленно обслуживали пассажиров Вокзал видоизменялся в 1900 и в 1914 годах. Самая большая реконструкция произошла между 1930 и 1935 годами. Рядом со зданием выросли вокзальная милиция, прокуратура и другие службы. В соседнем здании у вокзала располагалось Самарское РОВД. Внутри здания были деревянные перекрытия, поэтому его решили законсервировать в конце 1990-х годов из соображений безопасности. В то же время задумались о новом, современном здании вокзала. Новое здание возводили, не прекращая работы вокзала Старый вокзал сносили поэтапно. Первый кирпич в основу нового здания заложили в 1996 году, а в 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с залами и лифтами. В том же году построили пешеходный тоннель, из которого можно попасть ко всем поездам. Вокзал преобразился за несколько этапов В 2000 году появился второй пусковой комплекс, в котором разместилась гостиница. А в 2003 году завершили возводить высотную часть здания со шпилем, который на вершину водрузил вертолет Ми-8. У здания появился шпиль Новый вокзал возводили рядом без прекращения работы старого. Средств из трех бюджетов — Министерства путей сообщения, Самарской области и Российских железных дорог — хватило только на одну очередь. Ее возвели по проекту архитектора Юрия Храмова. В планах и вторая очередь с офисами и стоянкой. Также в проекте есть станция метро «Вокзальная». Самарский вокзал сегодня считается одним из самых высоких в Европе Сейчас вокзал вмещает в себя один обычный зал и два зала повышенной комфортности. Внутри здания есть зимний сад с фонтаном и смотровая площадка. Здесь предусмотрено 8 платформ и 15 путей. Также имеется крытый надземный переход, который ведет в поселок Запанской. Для музея специально создали макет нового вокзала Этот вокзал совсем не похож на старый, уютный, царско-советский. Старожилы с грустью вспоминают те времена, когда на вокзале самарцы-куйбышевцы провожали родных в армию с песнями и гармонью, простаивали у касс огромную очередь (билеты-то выписывали вручную), в которой узнавали все последние новости не только города, но и страны; толпились у справочных чудо-аппаратов, на которых опять же вручную были нанесены названия городов и населенных пунктов: Потьма, Поворино, Пачелма... Теперь здесь 8 платформ и 15 путей Много знаменитостей проехало через самарский вокзал в разные годы. 10 дней в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения, на станции Самара жил Сергей Есенин. Он направлялся в Туркестан по служебному заданию. На станции нужно было ждать попутного поезда, но никто не знал, когда он прибудет. Из-за этого пассажиры не покидали территорию вокзала. Здесь Есенин смотрел на город из окна и жаловался в письмах знакомым на дороговизну и плохое питание. Приезжали сюда Никита Хрущев, Алла Пугачева. Однажды Юрий Менчик ехал по железной дороге вместе с космонавтом Сергеем Авдеевым, который поделился своими впечатлениями о городе… Многих выдающихся людей видели эти стены. У каждой эпохи свой вокзал.

Самарский вокзал: от царской роскоши до стекла и бетона
© 63.ru