Министр по вопросам Открытого правительства РФ — о грядущем обновлении оставшихся советских требований и ГОСТов, цифровизации в сфере проверок предпринимателей и реформах, которые позволят втрое сократить число надзорных мероприятий в ближайшие три года. — Для повышения инвестиционной привлекательности сейчас активно реформируется контрольно-надзорная сфера деятельности в России. Можете ли вы подвести итоги проделанной работы за прошлый год? — Система государственного контроля и надзора была сложной, многоуровневой. Существуют 190 видов контроля и надзора федерального уровня и 44 уполномоченных ведомства. Порядка 30 видов деятельности реализуется на уровне регионов и муниципалитетов. При этом единых стандартов и правил работы для надзорных органов не существовало. Это приводило к тому, что каждое надзорное ведомство самостоятельно вырабатывало модель взаимоотношений с бизнесом. Было тяжело ориентироваться в разных методологических подходах и в системах проведения проверок, в отчетности перед надзорными органами. В результате предприниматели несли дополнительные существенные административные расходы. В 2017 году мы старались упорядочить функции органов госконтроля. Сегодня в каждом ведомстве есть четкий перечень поднадзорных субъектов. Предприниматель может видеть, в поле деятельности какого государственного надзора он попадает: кто может прийти к нему с проверкой, кому он подотчетен. Мы сделали прозрачной систему требований для поднадзорных субъектов. Впервые органы контроля и надзора опубликовали полный перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих требования для предпринимателей. Мы считаем важной сферу профилактических работ. Предприниматели будут ознакомлены с государственными требованиями и правилами, подготовятся к их выполнению. С прошлого года мы перешли на модель, в рамках которой результативность и эффективность надзорных ведомств оцениваются не по количеству проведенных проверок, не по палочной системе, а по снижению ущерба и причиненного вреда по рискам, которые контролирует соответствующий надзорный орган. Эти изменения создают фундамент для дальнейшего реформирования, которое мы будем проводить до 2024 года. — Какие цели вы ставите перед собой на 2018 год? — Мы планируем цифровизировать и внедрить информационные системы в государственный контроль и надзор. Для предпринимателей разрабатываются удобные сервисы и личные кабинеты, с помощью которых они смогут выстраивать отношения с органами госконтроля: получать онлайн-консультации и чек-листы, знакомиться с требованиями контролеров. Эти требования будут объясняться на примерах, с помощью технологии кейс-стади (case study — система обучения, основанная на обсуждении и решении реальных и возможных ситуаций, — прим. ТАСС) и визуализации нормативно-правовой базы. Это даст возможность проводить самоаудит для устранения недостатков. В течение пяти лет цифровизация контроля и надзора должна привести предпринимателя и контролера к дистанционному взаимодействию. Поход [госконтролера] к предпринимателю будет занимать не более 10% от всей работы и всех инструментов контрольно-надзорных органов. Для внедрения новых подходов и форматов в этом году мы начинаем обучать кадры. Мы намерены пересмотреть устаревшие и избыточные требования, которые приводят к административным затратам для бизнеса. — Будут ли обновлены устаревшие советские требования и ГОСТы, которые предприниматели обязаны соблюдать и сегодня? — Реформирование направлено на обновление не только старых советских, но и российских нормативных актов. Технологии настолько динамично развиваются, что даже правовая база 2000-х годов уже заметно отстает от времени. — Какие отрасли являются приоритетными для реформирования? — В приоритете для нас массивные виды контроля и надзора, по которым проводится наибольшее количество проверочных мероприятий. К ним относятся такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, МЧС и пожарный надзор, Федеральная антимонопольная служба. Мы также будем прорабатывать виды, вызывающие постоянные вопросы и нарекания со стороны бизнеса. — Ожидаются ли изменения системы органов контроля и надзора после возможных правительственных перестановок в связи с выборами? — Я не сторонник такой реорганизации контрольно-надзорных органов. Бюрократическая и административная активность тормозит реальную работу. За последние два года мы сконцентрировались на конкретной работе с органами в той структуре, которая существует в правительстве. Этим мы обеспечили высокий темп реформирования. Многие предприниматели и эксперты высказывают мнение, что структура контрольно-надзорных ведомств является избыточной. Избранный президент подпишет указ, который коснется структуры органов исполнительной власти. Будет определена структура министерств и ведомств: их количество, подчиненность. В рамках подготовки указа будет анализироваться и работа контрольно-надзорных органов. — Насколько активно Открытое правительство участвует в обсуждении программы ускорения экономического роста? — В 2012 году в рамках системы Открытого правительства был создан экспертный совет при правительстве Российской Федерации. Он работает по всем приоритетным для правительства вопросам и поддерживает подготовку новых стратегий, включая те, которые готовятся в рамках Центра стратегических разработок. Предложения, с которыми выступают наши компетентные эксперты, находят отражение в этой стратегии. — Вы говорили, что необходимо подвергать проверкам меньшее количество предприятий и отраслей. Готов ли какой-то шорт-лист отраслей и предприятий, которые всегда будут находиться под обязательным контролем? — 60% видов контроля и надзора и поднадзорных объектов были структурированы. Мы распределили объекты по режимам контроля, в зависимости от частоты проверок. На объекты высокого и постоянного риска мы должны будем приходить ежегодно. В 2018 году, особенно в первом квартале, мы продолжим работу в этом направлении по оставшимся видам госконтроля. Беседовал Максим Филимонов