Ведение домашней бухгалтерии: с чего начать?
Только 23% волгоградцев, как показал опрос «АиФ-Волгоград», системно подходят к управлению личным или семейным бюджетом. Наш корреспондент выяснил, как это делать наиболее эффективно. В семье Олега и Татьяны Коробовых часто возникали ссоры из-за нехватки денег. Олег считал, что супруга неправильно расходует деньги. Отсюда – отсутствие денег на непредвиденные обстоятельства. Например, если кто-то в семье заболел. Чтобы прекратить ссоры глава семьи скачал бесплатную программу по учету семейных доходов и расходов, приучил к её ведению себя и супругу. Это позволило им увидеть текущие и будущие платежи, расходы, на которых можно сэкономить. Управляя личными финансами, семейная пара смогла скопить денег, стала увереннее в завтрашнем дне. Зачем вести финансовую бухгалтерию и как это делать грамотно, «АиФ-Волгоград» расспросил консультанта-методиста Регионального центра финансовой грамотности, кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Елену Лебедеву. «АиФ-Волгоград:» Действительно ли финансовая дисциплина и ведение семейного бюджета могут стать реальными помощниками в сохранении денежных средств? Елена Лебедева: Ведение учета доходов и расходов – то, на чём строится обоснованное принятие финансовых решений. Многие осознают потребность в контроле расходов и доходов только тогда, когда возникает вопрос: «А где деньги?». Зачастую люди воспринимают необходимость ведения домашней бухгалтерии как сложную и неприятную обязанность: нужно всегда и везде брать чеки, помнить и фиксировать все денежные операции. Но как только вы начинаете видеть результаты этой работы, а именно реально сэкономленные деньги, отношение к данной работе меняется. Поэтому ведение семейной бухгалтерии необходимо для того, чтобы финансовая ситуация в семье была стабильна и предсказуема. Важно понимать: чем дольше ведётся учет, тем объективнее и информативнее данные. Лучше, если будет мотивация, например, накопить на дорогостоящую вещь или на образование ребенку, недвижимость и т.д. - А как оптимально вести учет доходов и расходов? - Критерии оптимальности у всех разные, но есть и общие принципы. Во-первых, надо четко структурировать все доходы семьи. Например, заработная плата, стипендии, пенсия носят регулярный характер, но нужно учитывать и нерегулярные поступления: субсидии, дополнительный доход, различную подработку, денежные формы подарков. Во-вторых, вести планомерный учет расходов, которые в каждой семье индивидуальны (еда, транспорт, одежда, здоровье и т.д.). Важно сгруппировать их по ключевым элементам (6-8 групп расходов), так как очень тщательная детализация внесет путаницу и быстро утомит. Такой простой анализ позволит выделить минимальное количество денег для всех необходимых расходов и увидеть резервы для экономии. - Разве учет помогает экономить? - Безусловно. Всегда помните, что «нельзя управлять тем, что невозможно измерить». Проведенный анализ основных статей расходов подскажет, какие варианты экономии подходят именно вам. Наиболее «универсальными» способами считаются планирование покупок, оптимизация тарифных планов на интернет и мобильную связь, минимизация спонтанных и импульсивных покупок. - Елена, а как лучше всего вести учет? - Существует огромное количество вариантов - от записей в тетрадке до полностью автоматизированных приложений. Выбор за вами. На мой взгляд, бумажный вариант несколько устарел. Программа Excel также подходит не всем, так как предполагает определенные навыки работы с компьютером. А вот использовать спецпрограмму для ПК или телефона под силу каждому. Среди наиболее известных и популярных такие как «Family 2009 Pro», «MoneyTracker», «Домашняя бухгалтерия» и многие другие. Отличаются они дизайном и количеством функций. Некоторые ведут также учет с помощью интернет-банкинга, оплачивая большинство покупок картой. Так что каждая семья сможет подобрать тот вариант, который максимально отвечает её потребностям. Татьяна и Олег, приучив себя к ведению домашней бухгалтерии, смогли увидеть неоправданные, ненужные расходы, а также вещи, на которых можно сэкономить. Грамотная финансовая стратегия позволила им скопить деньги на долгожданный отпуск в Европе, а также отложить хорошую сумму на случай непредвиденных обстоятельств. Коробовы с удовольствием делятся опытом с родственниками и друзьями, считая, что домашняя бухгалтерия - незаменимый помощник в эффективном управлении своими финансами, создании накоплений и разумной экономии. Остались вопросы? На них ответят журналисты «АиФ»-НП» и эксперты проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Пишите на e-mail: aif_office@mail.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность / название публикации») Звоните: +7 (8442) 781-667 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00. Необходимые подробности: http://вашифинансы.рф и http://fingram34.ru Больше ответов на самые важные вопросы о деньгах ищите в спецпроекте «Финансовая грамотность. Аргументы и факты».