Законы в сфере ЖКХ опять меняют в пользу монополий и власти, а не граждан
По отзывам экспертов, ни в одной отрасли так часто не меняют законодательство, как в ЖКХ. Как изменились правила игры в 2018 году? Что порадовало Адвокат, заместитель председателя Ассоциации собственников жилья Григорий Калёнов: – В конце прошлого года были внесены поправки в Жилищный кодекс РФ и Закон о приватизации жилищного фонда (ФЗ от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Что показалось интересным. В статью 178 внесли, на мой взгляд, очень важные дополнения. Теперь региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ как учредитель регионального оператора не вправе принять решение о его ликвидации. Этот пункт фактически закрепил обязанность субъекта, в случае если у регионального оператора возникнут серьёзные финансовые проблемы, как-то эту ситуацию решить, чтобы люди не пострадали. Ещё законодатель закрепил (ст.177), что гарантийный срок на выполненные работы по капитальному ремонту должен быть не менее пяти лет с момента подписания акта выполненных работ. В статье 168 есть важные изменения в отношении условий ремонта и замены лифтового оборудования. В связи с ними региональные программы капитального ремонта определяют приоритетными ремонт или замену лифта, если он признан непригодным к эксплуатации. То есть дома с таким лифтовым оборудованием теперь на законном основании можно передвигать в очереди на капремонт. Раньше этого не было. Законодатель добавил в Жилищный кодекс целую статью (ст. 1901) «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения». Суть её в том, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность отремонтировать дом, если он не был отремонтирован на момент приватизации. В связи с этим должны быть приняты нормативные акты на уровне субъекта РФ и муниципальных образований, должна быть установлена предельная стоимость работ по капитальному ремонту, выявлены дома, в которых не проводился ремонт на момент приватизации. И в бюджетах разных уровней должны быть заложены соответствующие суммы, которые потом будут направлены либо на счет регоператора, либо на спецсчёт. Легче не станет Председатель комитета по жилищной политике ЗСО Геннадий Антонцев: – Федеральный закон N 485 («О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), принятый в последний день 2017 года, дополнил статьи о штрафах. Теперь управляющая компания, которая допустила ошибки в платежке, должна будет заплатить штраф в размере 50 % от начисленного превышения платы (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ). Вряд ли это изменение действительно пойдёт на пользу потребителю услуг, потому что, во-первых, нарушение будет очень сложно доказать, а во-вторых, надо помнить, что все штрафы оплачиваются из средств собственника. Других источников нет. Согласно принятым изменениям совет дома теперь будет переизбираться каждые два года и может быть переизбран досрочно при ненадлежащем исполнении обязанностей. В случае если решение о переизбрании совета дома не принято в установленный срок на общем собрании собственников, его полномочия продлеваются на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Далее: введена уточняющая норма, которая подтверждает право управляющей организации сохранять за собой средства, сэкономленные ею при выполнении работ по содержанию жилья в рамках договора. Если по итогам исполнения договора управления в соответствии с отчётом УК фактические расходы оказались ниже тех, которые устанавливались, и это не привело к ухудшению качества услуг, сэкономленные средства остаются у УК. Как эта экономия будет устанавливаться на деле, пока непонятно, механизм не прописан. Не исключено, что это решение проллобировано управляющими организациями. В новой редакции закона ограничивается действие лицензии управляющей компании пятью годами. После пяти лет лицензия продлевается (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ). Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию раньше (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ). После вступивших в силу изменений человек, принявший от застройщика квартиру по акту приёма-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру, имеет право участвовать в общих собраниях на правах собственников жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ). Я считаю, что это нарушение духа закона. В новостройках квартиры часто не оформляются в собственность, а перепродаются. И теперь люди, которые и не собираются быть собственниками, могут влиять на выбор управляющей компании. Всё-таки выбирать УК должны или истинные собственники, которые заинтересованы в благополучии дома, или муниципалитет – на конкурсной основе, что предполагает соревнование за право управлять новостройкой. В законе установлена обязанность управляющей компании (или ТСЖ) вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, а при поступлении обращения от инициатора проведения общего собрания – передавать ему этот реестр. При этом согласия всех собственников на передачу не требуется. Информация о праве собственности на помещение в многоквартирном доме является общедоступной, поэтому и сами собственники не вправе отказывать инициаторам общего собрания в ее предоставлении (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ). Жилищный кодекс действительно меняется чаще, чем любой другой закон и, как правило, не в интересах собственников, а в угоду какого-то лобби. Сказать, что какие-то из изменений, обусловленных ФЗ-485, однозначно облегчат жизнь собственникам, не могу. Разве что запрет на схожесть названий УК до степени смешения. Одинаковые названия управляющих организаций не должны вводить собственников в заблуждение, как это у нас сейчас происходит сплошь и рядом.