Проблемная кампания: почему встречи избирателей с Грудининым заканчиваются эксцессами
Встречи с бизнесменом от коммунистов Павлом Грудининым с избирателями довольно часто заканчиваются эксцессами. Бизнес-консультант и эксперт по модерации Наталия Боровикова объяснила ФБА «Экономика сегодня», в чем причина провалов команды Грудинина и как поступили бы в этих случаях профессиональные модераторы. Живой диалог против бумажного формата Напомним, что поездки кандидата сопровождаются скандалами: в Уфе из зала выгнали аккредитованного журналиста – прямо на улицу без верхней одежды, в Екатеринбурге скрутили в зале пенсионера, а еще нескольких пожилых людей, захотевших задать вопрос кандидату, просто не пускали не сцену. Запомнилась и драка помощника кандидата с активистом НОД, в результате которой был порван плакат и привлечена полиция. С некоторыми инцидентами решил разобраться Следственный комитет. Мы попросили эксперта ознакомиться с видео встреч Грудинина и объяснить, почему же бизнесмена преследуют скандалы. «Первое, на что надо обратить внимание – перед нами топ-менеджер, привыкший к выступлениям перед трудовым коллективом, то есть перед людьми, которые уже в определенной степени подтвердили ему свою лояльность, так как он их начальник. Встречи же проходят с людьми, которых еще надо убедить в том, что кандидат, действительно, является достойным, то есть участники могут приходить на мероприятия с сомнениями, подозрениями, недоверием. Важно снизить степень своей авторитарности, чтобы настоящий диалог состоялся», - отметила Боровикова. «Ошибкой было предлагать пенсионерам записать свои вопросы на бумажках. Все мы понимаем, что люди старшего поколения, старой закалки, являются ядром коммунистической партии. В то же время у многих из них проблемы со зрением, проблемы с моторикой, что негативно сказывается на почерке. Им это просто неудобно. И им важно выговориться. Кроме того, это люди с устоявшимися поведенческими моделями, для них очень значима предсказуемость формата. Надо было озвучить правила заранее, чтобы они не стали неожиданностью. Если зал велик, то его можно было разделить на секторы, закрепив за каждым модератора. Но даже если вопросы для кандидата хотели сгенерировать заранее, то можно было обязать нескольких волонтеров их записывать непосредственно перед встречей и затем группировать в блоки по темам. Это было бы правильным решением», - считает эксперт. Спокойствие и ирония против агрессии и официоза Также Боровикова указала еще на одну зону развития. «На таких мероприятиях не должны быть слышны только голоса спикеров из президиума, так как это порождает ощущение междусобойчика или тоскливого официоза. Даже если речь идет о записках, их должны зачитывать разные голоса из зала – пусть даже и «свои». По многим роликам видно, что зал старается воспринять речь Грудинина, но в то же время люди не чувствуют самих себя услышанными. Даже в случае с пенсионером, который закричал в зале, что не верит спикеру Юрию Болдыреву, можно было бы в более корректной форме нивелировать негодование, спросив, с чем именно он не согласен, почему. Когда мы наблюдаем за пресс-конференциями президента, то, видим, что ему задают очень острые вопросы – и по поводу Крыма, и в отношении санкций – тем не менее, президент не реагирует на них гневно, не называет никого «провокатором», а дает понять, что владеет ситуацией, внимательно слушает, использует уместную иронию и старается снизить недосказанность. Это навык профессионального переговорщика и модератора, необходимый для дипломатической работы», - подчеркнула бизнес-консультант. Ролевые игры, а не сухие инструкции «По-видимому, эксцессы являются недоработкой всей команды кандидата. Перед началом работы с избирателями надо было сделать свод правил, как точно не стоит поступать с оппонентами, активистами и просто возмущенными слушателями, и отработать всё это по ролям в штабах. Какого-то процента скандалов с помощью таких репетиций можно было избежать. Просто наставления не работают, так как человек действует в стрессовых обстоятельствах привычным для себя образом, отвечая гневом на гнев, агрессией на агрессию, и ситуация выходит из-под контроля. А нет ничего хуже для руководителя, чем утрата контроля», - считает профессиональный модератор. По мнению Боровиковой, Грудинину стоило бы исходить из того, что для многих коммунистов он лицо новое, представитель бизнеса. «По сути, могут быть еще и вопросы к персональному политическому бренду. Бизнесмен и коммунист – очень уязвимое сочетание характеристик, порождающее много вопросов и требующее особого мастерства для того, чтобы обратить его в плюс для кандидата. Это, можно сказать, вызов для любого политтехнолога. К Грудинину важно подобрать ассоциацию, которая стала бы для людей единым ключом к пониманию его личности», - заключила Боровикова.