Зачем они это делают: инвестируют в коворкинги
За последний год число коворкингов в Москве и ближайшем Подмосковье выросло втрое (компании, предприниматели, фрилансеры экономят на аренде). Коворкингами заинтересовались инвесторы: сооснователь компании «ТехноНИКОЛЬ» и «Рыбаков Фонда» Игорь Рыбаков, основатель KupiVIP и CarPrice Оскар Хартманн инвестировали 150 млн рублей в сеть коворкингов «Ключ». Экс-совладелец аптечной сети «А5» Роман Буздалин запустил коворкинг «Ясная поляна» в Питере, вложив 200 млн руб. А основной владелец O1 Properties, российский миллиардер Борис Минц намерен привести в Россию международную сеть коворкингов WeWork (первое пространство будет открыто в Москве в 2018 году). Коворкинги — это новый способ использования недвижимости, в будущем — место объединения карьеры и образования, ключ к сердцу миллениалов. Бизнесмены рассказали Inc., зачем еще инвестируют в коворкинги. Причина №1. Клуб по интересам Сергей Богданов основатель компании YellowRockets Коворкинг становится прибыльным, когда есть доход не только от сдачи рабочих мест, но и, например, от организации мероприятий, образовательных курсов по выходным. Для нас коворкинг важен еще и тем, что мы размещаем здесь некоторых участников нашего акселератора, а также предлагаем разместиться проинвестированным нами стартапам. В нашем случае объем инвестиций составил более 8 млн рублей, мы планируем окупить их в течение трех лет. Мы вложились, чтобы иметь место, где люди могут собираться для обсуждения интересующих нас тем: разработчики собираются на встречу в «блокчейн-четверг», а также есть «биржевые вторники», где все желающие могут обсудить новые тренды и особенности работы с инвестициями. Мы изначально решили, что на нашей площадке должны проходить мероприятия, связанные с предпринимательством: питч-сессии стартапов, семинары по pr, маркетингу, интеллектуальной собственности и пр. Мы ориентируемся не на всех – здесь не место инфобизнесу, поэтому мы очень избирательно относимся к тем, кто хочет арендовать презентационный зал. Причина №2: Место для себя Аркадий Лопухов Учредитель клуба предпринимателей «Деловар» Клуб предпринимателей «Деловар» инвестирует в коворкинг, чтобы иметь площадку для своих мероприятий. В нашем клубе владельцы нескольких компаний встречаются пару раз в месяц на несколько часов. Нам невыгодно и неудобно постоянно искать свободное место для собеседований и различных мероприятий. А арендовать пространство, которое большую часть времени пустует, – невыгодно. Поэтому и родилась мысль вложиться в собственный клубный офис, а когда он свободен, мы сдаем в аренду другим предпринимателям класс для проведения семинаров, тренингов, переговорные комнаты для собеседований, рабочие места для фрилансеров и т.п. Мы инвестируем в то, чем сами пользуемся и на чем сами зарабатываем, когда не нужен офис. Очень удобно и прибыльно. Причина №3. Экономия на офисе Наталья Подгорецкая Вице-президент Фонда развития международной торговли Коворкинг – это отличный способ мобилизовать всех коллег из России и зарубежья под одной крышей для более продуктивной работы. Инвестору смарт-офиса (нашему партнеру, Центру импортозамещения) важно, чтобы в коворкинге нам было проще работать с иностранными компаниями и их сотрудниками. Уже нет смысла вкладывать больше денег в обычный офис с кабинетами. Нашим работникам и партнерам нет необходимости иметь привязку к рабочему месту, при этом у нас нет текучки кадров и место для работы со столом и компьютером постоянным сотрудникам все же требуется. В условиях смарт-офиса, то есть без коридоров и сотни закрытых кабинетов, каждый сотрудник может пересекаться с новыми представителями разных компаний, обретая новые связи и контакты. Причина №4. Миллениалы Ирек Аллаяров Советник по управлению активами Игоря Рыбакова, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Количество предпринимателей (индивидуальных или тех, кто объединяется в группы для реализации какого-то бизнес-процесса) будет только увеличиваться, как и потребность в новых пространствах для коворкинга. Сегодня весь мир движется в сторону sharing economy, т.е. когда какие-то активы разделяются между группой людей и используются совместно для более бюджетного способа реализации своих идей. Поколение миллениалов и старше – это люди, одной из ключевых ценностей которых является внутренняя свобода, возможность работать на себя, для чего больше подходит просторный коворкинг, а не пыльный офис с закрытыми кабинетами. Поэтому смарт-офисы стали более привлекательны для вложения, чем кабинеты старого формата. Причина №5. Использование недвижимости Нодари Кезуа Вице-Президент фонда Invest AG, член СД компании Knotel Модель коворкинга проводит революцию в смежных отраслях. Больше не нужны брокеры для офисной недвижимости, компании по управлению недвижимостью вытесняются с рынка, а также меняются условия труда как в маленьких фирмах, так и в больших корпорациях. Забавно, но работая с недвижимостью, как физическим активом, компании, создающие коворкинги, умудряются стремительно развиваться как технологические компании. Онлайн маркетинг, масштабирование команды продаж и поиска помещений, технологическая платформа – это все компоненты успешного технологического стартапа, а никак не стандартного бизнеса недвижимости. Такой подход создает основу для высоких темпов роста компаний и хорошей доходности инвестиций. Причина №6. Новая аудитория Алексей Федоров Управляющий партнер ГК «220 вольт» С точки зрения бизнес-процессов, инвестирование в коворкинг помогает нам привлекать молодых клиентов, повышать узнаваемость бренда и формировать образ компании – эксперта в своем рыночном сегменте. Чтобы осовременить идею уроков труда, нам нужно было большое пространство для специальных мастер-классов для всех возрастов. Мы вложились в место для людей, у которых есть потребность в работе с инструментом, но нет возможности или необходимости его приобретать. Коворкинг отлично подходит не только для работы при помощи инструмента (перфораторов, дрелей, электропил и т.д.), так и для тест-драйва оборудования, к примеру, перед его покупкой. Причина №7. Экономия времени Евгений Пермяков Руководитель проекта Start HUB Смарт-офисы закрывают потребность в организации рабочих мест, предоставляя качественное пространство с общей инфраструктурой в виде переговорных комнат, кухонь, общих зон, душа, капсул для сна и т.д. Коворкинг дает гибкость в плане резкого роста или сокращения компании: добавить или уменьшить количество мест можно без каких либо потерь времени и денег. Помимо готовой инфраструктуры, арендаторы получают классное сообщество вокруг, в лице представителей которого можно найти как клиентов и исполнителей, так и партнеров для новых совместных проектов. Сейчас коворкинг является обязательной составляющей инфраструктуры любого качественного бизнес-центра. Все это увеличивает интерес инвесторов к теме.