47 благородных ронинов 315 лет спустя
Раз в год на заполненных автомобилями улицах гигантского Токио появляется необычная процессия. Несколько десятков суровых мужчин, одетых как средневековые самураи, с мечами за поясом, с копьями и алебардами в руках, чинно шествуют по асфальту мегаполиса мимо сияющих витрин магазинов. Путь им прокладывает полиция, а на тротуарах толпятся зеваки, снимающие грозных воинов на смартфоны. Шествия проводятся в память о кровавых и трагических событиях, которые произошли в нынешнем Токио ровно 315 лет назад. Их называют историей 47 ронинов. Так в древние времена именовали самураев, лишившихся своего феодального хозяина. О 47 ронинах из княжества Ако в Японии знает каждый: их считают воплощением идеалов чести, благородства и верности долгу. Подлость князя Киры Владыки феодальной Японии, военные правители-сёгуны, не без оснований опасались мятежей региональных князей и на всякий случай заставляли их большую часть года проводить при своем пышном дворе в Эдо, нынешнем Токио. В начале XVIII века это был один из крупнейших городов мира с прекрасно налаженным хозяйством, где была, кстати, очень неплохая канализация и водоснабжение. В Эдо располагались многочисленные резиденции феодалов, соперничавших в роскоши и богатстве. Среди принудительных гостей двора был и молодой владыка небольшого и не слишком обеспеченного княжества Ако на западе главного японского острова Хонсю по имени Наганори Асано. Он плохо ориентировался в запутанных придворных нравах, отличался прямотой характера. Молодому князю, на его беду, было поручено вместе с другими принять участие в подготовке важных церемоний, посвященных приезду в Эдо посланцев японского императора. Наганори реальной власти не имел и жил затворником в городе Киото. Асано поступил в распоряжение высокопоставленного придворного чина, коварного интригана князя Ёсинаки Киры. Тот с самого начала был раздражен незначительностью, как ему казалось, подарков от небогатого феодала, намекал на крупные взятки, но простодушный провинциал явно не понимал, чего от него хотят. В итоге князь Кира стал непрерывно унижать молодого человека. Терпение князя из Ако лопнуло, когда Кира обозвал его тупой деревенщиной. Асано был вне себя, выхватил короткий меч и полоснул обидчика по щеке. Ронин не замечает оскорблений Рана была ничтожной, но проступок требовал сурового наказания: во дворце сёгуна обнажать меч запрещали под страхом смерти. Молодого князя судили, он совершил ритуальное самоубийство-сэппуку, его княжество конфисковали в пользу казны, а верные самураи Ако оказались бесхозными ронинами, потерявшими свой былой высокий статус. Спасти удел пытался Ёсио Оиси, второй по влиятельности человек в княжестве, но все его попытки оказались тщетными. Тогда этот самурай собрал 46 наиболее надежных воинов. Они поклялись отомстить и стали выжидать удобного случая. Коварный князь Кира не без оснований опасался покушения на свою жизнь: он окружил себя многочисленной охраной и укрепил свою усадьбу в Токио. Оиси решил усыпить бдительность врага, убедив его в том, что ронины из Ако — трусы, забывшие о долге. Его сподвижники для вида забросили свои военные занятия: кто-то ушел в монахи, некоторые даже стали подручными у купцов и мастеровых. Сам Оиси развелся с женой и пустился во все тяжкие: стал завсегдатаем борделей и кабаков, буянил на глазах у публики. Однажды мимо как бы смертельно пьяного Оиси, валявшегося на улице, проходил самурай из южного княжества Сацума. Его возмутило то, что гуляка забыл о своем долге воина и не пытается отомстить за хозяина. Гость с юга пнул Оиси и плюнул на него, а тот вроде и не заметил оскорбления, хотя его полагалось немедленно смыть кровью во время поединка. Однако Оиси стоически вынес унижение. Члены его группы тайно обменивались информацией и следили за усадьбой князя Киры. Ронины даже проникали туда на разведку под видом торговцев или рабочих и раздобыли точный план здания. Тем временем князь Кира решил, что опасность миновала, ослабил охрану и снял постоянное наблюдение за Оиси, который, как всем казалось, окончательно спился. Роковой день наступил 30 января 1703 года, почти через два года после гибели молодого владыки Ако. Марш с отрубленной головой 47 ронинов двумя группами атаковали усадьбу своего врага. Предварительно Оиси уведомил соседей князя Киры, что его сподвижники — не бандиты, а благородные мстители: в результате никто из соседей властям не донес. Ронинам было приказано не трогать в доме никого, кроме вооруженных врагов. В коротких схватках люди Оиси зарубили 16 самураев Киры, 22 из них были тяжело ранены. Никто из соратников Оиси не пострадал, но их обидчик бесследно исчез. Мстители были сбиты с толку и сначала подумали, что Киры нет дома. Но Оиси, как утверждает легенда, потрогал рукой постель врага и убедился, что она еще теплая. Вскоре был обнаружен тайный ход, который вел в секретный дворик с потайными помещениями. Там и нашли скрывавшегося князя. Оиси встал перед ним на колени, как перед самураем крайне высокого ранга, и с изысканной вежливостью попросил того совершить сэппуку. Однако Кира очень испугался, дрожал, не мог говорить, и в результате Оиси сам отрубил ему голову. 47 ронинов после этого и совершили свой марш, который теперь ежегодно повторяют токийские реконструкторы тех событий. Они прошли 10 километров от усадьбы Киры до могилы своего князя в одном из храмов и положили на нее отрубленную голову обидчика. Новость о мести мгновенно разлетелась по городу. Ронинов по дороге приветствовали горожане и даже пытались их угощать. Сами они в храме спокойно дождались стражи, сдали оружие и ушли под арест. Правитель-сёгун оказался в непростом положении: за месть такого рода полагалась позорная казнь как уголовным преступникам. Однако город бурлил от сочувствия ронинам, им симпатизировала подавляющая часть самурайства. В результате Оиси и его спутникам было разрешено покончить с собой путем сэппуку, что считалось почетной смертью. В живых остался только один из 47 ронинов, подросток, которого Оиси отправил на родину сообщить, что долг выполнен и месть свершилась. Сёгун его впоследствии помиловал, и это вызвало восторг у феодальной общественности. Кстати, самурай, когда-то пнувший как бы пьяного Оиси, не вынес своей ошибки и покончил с собой. Фильмы и книги История 47 ронинов сразу стала очень известной. О ней уже в XVIII веке начали появляться пьесы по мотивам легенды для театра кабуки и кукольного театра бунраку. На тему благородной мести было создано бесчисленное количество гравюр, сохранившихся до наших дней. Японцев восхищали скромность, упорство и необыкновенное чувство достоинства Оиси и его друзей, в них видели примеры для подражания. Да и сама головокружительная история была словно специально придумана как идеальный сюжет для все новых и новых произведений во всех жанрах. В Японии о 47 ронинах снято по меньшей мере шесть художественных фильмов, первый из них — еще в начале прошлого века. На телевидении об этой истории несколько раз создавали масштабные сериалы. Не прошел мимо и Голливуд: по мотивам легенды сняли целых два боевика — в 2013 и в 2015 годах («47 ронинов» и «Последние рыцари»), в которых играли такие звезды, как Киану Ривз, Морган Фримен и Клайв Оуэн. В Японии действуют общества самодеятельных историков, которые ищут новые, до сих пор неизвестные детали этой истории. Реконструкторские шествия проходят не только в Токио, но и в нынешнем городе Ако, на родине 47 ронинов. Написано немалое количество литературных произведений, среди которых выделяется короткий рассказ классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы. В нем герой этой истории Оиси спокойно отдыхает после своей мести в ожидании смерти и слушает рассказы о том, как весь гигантский город Эдо бурлит восхищенными слухами о его геройстве. Он невольно понимает, что уже не принадлежит сам себе, а навеки стал персонажем народного творчества и легенд, часто не всегда близких к реальности. Василий Головнин, руководитель представительства ТАСС в Токио