«Чижик» прилетит к весне? Смольный может сменить концессионера частного трамвая
История вопроса В мае 2016 года власти Петербурга объявили о подписании соглашения о проекте частного трамвая в Красногвардейском районе. Концессию подписали губернатор Полтавченко и генеральный директор ООО «Транспортная концессионная компания» Сергеей Окутин. Тогда звучало много громких слов: «Уникальный проект», «Первый в мире» и так далее. На самом деле, говорить о частном трамвае можно с оговорками. Как пояснили в «ТКК», в «Красногвардейском районе осуществляется реконструкция трамвайного сообщения, которая ведется на основе концессии». Особенностью российского законодательства о концессиях является то, что объект концессии, который создается или модернизируется с привлечением частных средств, не может поменять статуса государственной собственности. Напомним, что по планам, капитальные затраты на реконструкцию трамвайной сети в районе оценивались в 6,5 млрд рублей в ценах 2015 года. Также в обязанности «ТКК» входит реконструкция проспекта Наставников от Хасанской улицы до Ириновского проспекта. Для этого из городского бюджета было выделено 1,33 млрд рублей. Трамвайные пути пройдут по Гранитной улице, Заневскому проспекту и проспекту Косыгина через станцию метро «Ладожская» до улицы Передовиков, по проспекту Косыгина от улицы Передовиков до проспекта Наставников, по проспекту Наставников от Хасанской улицы до Ириновского проспекта, по Ириновскому проспекту от улицы Передовиков до Рябовского шоссе, по Рябовскому шоссе от Ириновского проспекта до контрольного пункта «Ржевка», и по улице Потапова от Ириновского проспекта до трамвайного парка № 11. Проект призван разгрузить район Ржевка – Пороховые, транспортная доступность которого оставляет желать лучшего. По планам закончить проект целиком предполагается в третьем квартале 2018 года. «Гладко было на бумаге» По факту ситуация следующая: рельсы сняли, запустили дополнительные автобусы для жителей района и начали строительство. Дальше начинается интересное: то менялся подрядчик, то Смольный заявлял, что используется не та технология укладки рельс. Еще и профильный вице-губернатор Игорь Албин решил действовать теми же методами, что и на стройке стадиона к ЧМ-2018 на Крестовском острове: быстрее, дешевле и еще раз быстрее, и еще раз дешевле. Источник «ФедералПресс» в Смольном рассказывал, что вице-губернатор в основном напирал на сроки, просил сдать первый этап – маршрут № 8 – к июню 2017 года. Потом запуск отложили на август. «В рабочей переписке подрядчика и администрации звучала дата 16 августа», – рассказал собеседник агентства. В конце лета все заинтересованные лица стали в один голос говорить, что «у нас по контракту 17 месяцев, что у нас дата 1 ноября». При этом в конце сентября группу «ЛСР» покинул Борис Михайлович Мурашов – экс-глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного и главный идеолог проекта. Сам Мурашов ни тогда, ни сейчас не стал комментировать причины своего ухода или ход реализации проекта. В октябре 2017 года в рамках форума SmartTRANSPORT общественности и журналистам был представлен сам трамвай «Чижик» производства Stadler. В ходе презентации господином Окутиным были обозначены следующие сроки: строительство первого этапа завершается 1 ноября, до конца года происходит пуско-наладка, и идут трамваи с пассажирами. Кроме того, руководство ООО «ТКК» обещало собрать пресс-конференцию и рассказать об итогах и планах работы. 22 ноября 2017 года вице-губернатор Албин заявил, что «нет никаких сомнений, что частный трамвай поедет до конца года». При этом, по информации «ФедералПресс», ряд чиновников, которые причастны к этому проекту, после слов вице-губернатора «выразились нецензурно». Впрочем, уже тогда было понятно, что сроки будут сдвинуты, вопрос только на какое время. Ответ на него дал губернатор Полтавченко в интервью федеральным информационным агентствам перед Новым годом. «Сейчас самое главное – к концу первого квартала 2018 года запустить этот трамвай, чтоб он повысил транспортную доступность на правом берегу Невы», – сказал он. Причины задержки В компании «ТКК» объясняют перенос сроков объективными причинами, в частности задержкой на старте. К работам в Красногвардейском районе строители смогли приступили с опозданием в 270 дней из-за позднего предоставления земельных участков и необходимых разрешений на работы. Второй причиной выхода из графика в компании называют геологический фактор. Уже в процессе устройства инженерных коммуникаций и основания трамвайных путей на проспекте Косыгина в зоне был обнаружен слабый грунт, который по своим физическим свойствам не подходит для устройства трамвайного основания. Такой же слабый грунт был выявлен на пересечении проспектов Косыгина и Наставников. В этом месте строители столкнулись с водоносными слоями, предположительно проходящей здесь подземной реки. Значительное время потребовалась для смены проектных решений, в связи с задержкой по предоставлению плана планировки линейного объекта на 119 дней и согласования верхнего строения пути. При этом компания пыталась наверстать упущенное. Многие работы были выполнены и выполняются сейчас со значительным сокращением сроков, которые были указаны в концессионном соглашении. «Но мы не в силах повернуть время вспять. Да и нарушать технологию и жертвовать качеством не в наших правилах. Это очень сложный проект», – сказал собеседник агентства. Смольный может сменить концессионера Уже в середине января 2018 года аппарат вице-губернатора Албина распространил информацию о том, что власти города могут сменить концессионера проекта, если он не будет реализован к 1 марта 2018 года. При этом в сообщении также указывается, что концессионер представил график завершения работ до 1 марта и получения разрешительных документов на ввод трамвайной сети в эксплуатацию. До 10 февраля концессионер планирует обратиться в Госстройнадзор с заявлением о проведении итоговой проверки по вводу в эксплуатацию всей трамвайной сети в рамках первого этапа проекта. Как пояснили «ФедералПресс» в компании «ТКК» взаимоотношения партнеров по инфраструктурному проекту, который реализуется в черте многомиллионного города – это сложный многофакторный процесс. «ТКК» является финансовым партнером проекта, компания «ЛСР» является партнером по строительству, речь шла о смене партнера по строительству и наложении на него штрафа за возможный срыв срока строительства 1 марта 2018» – сказал собеседник агентства. При этом в «ТКК» уверены, что указанный срок удастся выдержать. В группе «ЛСР» заявления Смольного не комментируют и предлагают подождать первого дня весны. Фото с сайта www.chizhik-lrt.ru